Россия / Точка зрения 30 ноября 2022 г. 14:52

Банк для "АвтоВАЗа"

Interfax-Russia.ru – "АвтоВАЗ" купит российский РН банк, который развивали альянс Renault-Nissan с "дочкой" итальянской UniCredit. Разрешение на сделку дал президент РФ.

Банк для "АвтоВАЗа"
© РИА Новости. Юрий Стрелец

"АвтоВАЗ" получил разрешение на приобретение 100% акций российского РН банка, который развивали альянс Renault-Nissan совместно с "дочкой" итальянской группы UniCredit. Соответствующее распоряжение подписал президент РФ Владимир Путин.

Бизнес-профиль РН банка сосредоточен на выдаче автокредитов и факторинговом финансировании автодилеров. По итогам 2021 года банк занимал 56-е место в рэнкинге "Интерфакс-100" с активами 116 млрд 200 млн рублей. Собственные средства кредитной организации на конец прошлого года составляли 27 млрд рублей.

При этом РН банк находится в списке из 45 банков, сделки с долями которых требуют особого разрешения президента. Это первое подобное разрешение, полученное с момента введения запрета в августе 2022 года.

По сути, "АвтоВАЗ" получил разрешение купить холдинговую компанию BARN B.V., через которую партнеры владеют РН банком (40% принадлежит Юникредит банку, еще по 30% у французской Renault и японской Nissan Motor).

"АвтоВАЗ" совместно с акционерами и профильным министерством обсуждают возможные детали такой сделки", — подтвердили "Интерфаксу" в пресс-службе автопроизводителя.

По мнению независимого экономического эксперта Семена Новопрудского, кредитную организацию можно будет использовать для оптимизации расчетов, то есть экономить на этих цепочках при продаже автомобилей или при поставке комплектующих на сам "АвтоВАЗ".

"АвтоВАЗ сейчас очень большое и, главное, разветвленное предприятие, в том смысле что у него много контрагентов. Так что, думаю, производитель попробует их привлечь в свой банк", — допустил эксперт.

После начала спецоперации на территории Украины Renault и Nissan приняли решение уйти из России и передать свои активы в собственность российского ФГУП "НАМИ". В НАМИ не стали комментировать возможность выкупа доли Юникредит банка в РН банке.

UniCredit также рассматривает возможность ухода из России. В июле глава группы Андреа Орчел в ходе конференц-звонка с аналитиками заявил, что группа видит интерес к Юникредит банку со стороны стран, не вводивших санкции против РФ. Вместе с тем он отметил, что группа не собирается продавать актив по любой цене. При этом в конце ноября в Юникредит банке сообщили о планах продать свою долю в российском банке альянса Renault-Nisan.

Между тем в конце октября "Ведомости" со ссылкой на свои источники сообщили о том, что госкорпорация "Ростех" планирует передать свои 32,3% долей в "АвтоВАЗе" подведомственному Минпромторгу ФГУП "НАМИ", ранее получившему контрольный пакет (67,7%) предприятия после ухода Renault из РФ.

Один из источников издания отмечал, что "в текущей обстановке это будет единственное верное решение, поскольку сейчас завод испытывает сложности с заказом комплектующих за рубежом".

Предприятия "Ростеха" подпали под секторальные санкции США еще в 2014 году. В конце июня 2022 года ограничения против российской госкорпорации были расширены: Минфин США предписал до 11 августа завершить все сделки с самим "Ростехом", а также принадлежащими ему на 50% и более организациями.

Вместе с тем, как пояснил в интервью "Ведомостям" глава "Ростеха" Сергей Чемезов, приход нового партнера на "АвтоВАЗ" сейчас невозможен из-за наличия опциона у Renault, передавшей контрольный пакет в "АвтоВАЗе" в госсобственность РФ, на выкуп своей доли.

Пока, отметил Чемезов, "АвтоВАЗ" возобновляет работы над новыми проектами на платформе Lada Vesta, которая подходит для кроссовера. По его словам, модель встанет на конвейер в 2025 году. Кроме того, в 2024 году автопроизводитель начнет выпускать новое семейство компактных машин — проект находится в высокой стадии готовности.

При этом, по словам Чемезова, "АвтоВАЗ" пока не просит субсидий или вложений от владельцев.

"В этом году на прибыль рассчитывать не приходится, сами видите ситуацию. Но есть позитивные тенденции, (президент "АвтоВАЗа" Максим) Соколов обещал уже в 2023 году выйти на прибыль", — добавил глава Ростеха.

Как указал журналистам в ноябре в кулуарах "Транспортной недели 2022" сам президент "АвтоВАЗа", в случае консолидации компании подведомственным Минпромторгу ФГУП "НАМИ" работа автозавода не изменится.

"Это принципиально ничего не изменит, потому что сегодня мы все находимся на одной волне: понимания того, что "АвтоВАЗ" — это полностью государственное предприятие, и контроль "АвтоВАЗа" на все 100% так или иначе за государством и Минпромторгом. В том числе, с учетом состава совета директоров и его председателя (главы ведомства Дениса Мантурова — ИФ)", — сказал Соколов журналистам, отвечая на вопрос о перспективах консолидации "АвтоВАЗа" институтом НАМИ.

При этом вопрос о том, как влияет на текущую операционную деятельность "АвтоВАЗа" наличие в акционерах "Ростеха", находящегося под западными санкциями, Соколов оставил без комментариев.

В сентябре президент "АвтоВАЗа" говорил, что совет директоров предприятия ставил компании задачу выпустить в 2023 году около 500 тыс. автомобилей. В 2022 году объем производства, по оценке главы компании, будет на уровне 228 тыс. машин из-за простоев первой половины года в связи с дефицитом импортных компонентов и сохранением соответствующих рисков по части номенклатуры во втором полугодии.

При этом за 2021 год, как следует из данных Ассоциации европейского бизнеса, компания только в России продала около 360 тыс. машин Lada, что сопоставимо с объемом их выпуска.

По данным консолидированной отчетности группы Renault, "АвтоВАЗ" за 2021 год заработал 166 млн евро чистой прибыли по МСФО, в пандемийном 2020 году получил убыток 196 млн евро, а годом ранее, в 2019 году, заработал 72 млн евро прибыли.

Обозреватель Анастасия Николаева