Interfax-Russia.ru — "Газпром" представил Анкаре концепцию создания газового хаба, параметры и принципы его функционирования. Он может стать альтернативой другим центрам определения цены газа в Европе.
Информация о предоставлении турецкой стороне концепции создания газового хаба, параметров и принципов его функционирования содержится в годовом отчете ПАО "Газпром". При этом российская корпорация напомнила, что вопрос создания газового хаба в Турции прорабатывается с турецкими партнерами с октября 2022 года.
Связующее звено
Тогда президент России Владимир Путин выступил с инициативой прокладки дополнительных ниток газопровода из РФ в Турцию по дну Черного моря, а также создания на границе ЕС газового хаба, который мог бы стать альтернативой другим центрам определения цены газа в Европе.
"Сегодня заоблачные эти цены, и мы могли бы спокойно регулировать на нормальном рыночном уровне без всякой политической окраски", — заявил Путин на встрече с президентом Турции Реджепом Тайипом Эрдоганом.
Анкара заинтересовалась предложением о создании в Турции газового хаба, и президенты двух стран поручили оперативно проработать этот вопрос. Как рассказывал журналистам пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков, Эрдоган в ходе встречи сразу высказал "определенные мысли, какие могут быть варианты реализации этой идеи". Песков предположил, что за счет взаимной выгоды России и Турции "могут быть какие-то дисконты" по цене на газ в рамках этого проекта.
При этом он подтвердил, что проект будет реализован в случае заинтересованности европейских партнеров.
"Европа сейчас обречена на то, чтобы втридорога покупать американский сжиженный газ. (...) Поскольку "Турецкий поток" — это единственный сейчас надежный маршрут, хорошо работающий, Путин как раз и предложил рассмотреть возможность сделать на турецкой границе отдельный хаб с тем, чтобы потом желающих через него снабжать газом", — напомнил Песков.
И, как заявлял тогда председатель правления "Газпрома" Алексей Миллер, российская корпорация и турецкие партнеры начали детальное обсуждение расширения "Турецкого потока".
"Газпром" планировал построить через Черное море в Болгарию 4-ниточную магистраль "Южный поток" на 63 млрд куб. м газа. Для подачи этих объемов газа на экспорт создавалась инфраструктура на территории России. После отмены проекта "Южный поток" ему на смену пришел "Турецкий поток" в два раза меньше по мощности (31,5 млрд куб. м), из двух ниток. Однако мощности по доставке газа на берег Черного моря "Газпром" создал в прежнем изначальном объеме.
"Турецкая сторона проявила конечно же очень большой интерес. Договорились с нашими коллегами, в частности, на корпоративном уровне и с министром энергетики Турции о том, что диалог начнем очень-очень быстро, буквально с начала следующей недели. И перейдем уже к абсолютно конкурентному обсуждению объемов и сроков реализации проекта", — делился в середине октября прошлого года в эфире "Первого канала" подробностями Миллер.
Он также отмечал, что новые мощности маршрута "Турецкий поток" помогут "Газпрому" с исполнением контрактов остановленного "Северного потока".
"Если говорить об объемах, которые могут появиться в коридоре "Турецкого потока", объемов новых газотранспортных мощностей — то речь идет о тех объемах, которые мы потеряли на Балтике на "Северных потоках" из-за актов международного терроризма. Есть действующие контракты, по которым мы поставляли газ по "Северному потоку-1". По независящим от нас причинам по этим контрактам мы сегодня газ не поставляем. Но эти контракты есть, есть покупатели, которые заинтересованы приобретать эти объемы", — пояснял глава концерна.
При этом Миллер обращал внимание на отсутствие перспектив ремонта "Северного потока", поскольку никто из "европейских партнеров", включая немецкие власти, не заявил о желании восстановления взорванных ниток.
К тому же, отмечал Миллер, черноморский маршрут транзита газа является сейчас самым безопасным по сравнению с другими вариантами.
Возможности сбыта
Со своей стороны турецкий лидер признавал, что Турция способна стать связующим звеном в поставках российского газа в Европу. По словам Эрдогана, которые приводило агентство Anadolu, "сегодня страны Европы находятся в активном поиске путей для закупок газа, в то время как у Турции подобных проблем нет".
Между тем глава итальянской Eni (вместе с "Газпромом" построила первый морской газопровод в Турцию — "Голубой поток") Клаудио Дескальци высказывал мнение, что перспективы газового хаба в Турции зависят от развития инфраструктуры в Европе.
"Если мы говорим о газе для энергетической безопасности — мы должны говорить о газе плюс инфраструктуре. Эти две вещи должны быть вместе. Инфраструктура, чтобы доставить газ из Турции в Европу. Инфраструктура увеличит стоимость газа. У нас есть соединение с Россией через Украину, и мы получаем газ, и почему мы должны получать газ через Турцию?" — говорил он.
В Кремле также обращали внимание на то, что очень важной частью реализации создания газового хаба с Турцией является сбыт.
"По мере того, как эта часть будет проясняться, будут становиться понятными очертания этого хаба", — уточнял Песков.
В ответ на заявление министра промышленности и торговли Чехии Юзефа Сикела о том, что Европа не будет закупать российский газ в случае создания в Турции соответствующего хаба, представитель Кремля напомнил, что европейский континент состоит не только из Чехии, а у других стран могут быть и иные позиции на разных этапах.
Подтверждением этих слов стало заключение Болгарией в январе 13-летнего соглашения об импорте СПГ через приемные терминалы в Турции. Как сообщало агентство Anadolu, речь идет о возможности поставок около 1 млрд 500 млн кубометров природного газа в год.
"Глава Минэнерго Турции Фатих Донмез выразил уверенность в том, что шаги Анкары вносят вклад в обеспечение энергетической безопасности не только Болгарии, но и Европы в целом. Турецко-болгарское соглашение воспринимается в качестве важного шага на пути формирования в Турции газового хаба", — отмечало Anadolu.
По мнению президента РФ, газовый хаб в Турции — это реалистичный проект, который можно реализовать достаточно быстро.
"Газ — это самый экологически чистый углеводород, идеальный первичный источник энергии для перехода к "зеленой энергетике". Я знаю, что потребителей много и желающих приобрести российских газ тоже много", — отмечал глава российского государства.
Выбор Турции как возможного хаба для поставок в Европу он объяснял тем, что работать напрямую с европейскими партнерами очень сложно.
"С Турцией нам проще, потому что президент Эрдоган — человек слова. Может быть, трудно договориться, но, если договариваемся, стараемся исполнять. Это первое. Второе — нам легче контролировать акваторию Черного моря", — пояснял президент России.
По его мнению, желающих заключить контакты будет достаточно.
"Уверен — контракты будут заключены. В конце концов мы и европейские страны можем использовать как транзитные для поставок в другие регионы мира. Но я не сомневаюсь, что и в Европе найдется немало желающих", — говорил Путин.
На важность турецкого газового хаба для Юго-Восточной Европы на текущей неделе указали в Венгрии.
"Вы знаете, если вы посмотрите на юго-восточную часть Европы и посмотрите на транзит, то Турция неизбежна (как поставщик — ИФ). Так что нам очень нужна: у нее есть источник, есть возможности для транзита", — сказал "Интерфаксу" министр иностранных дел Венгрии Петер Сийярто.
Он отметил Турцию как надежного поставщика в том числе российского газа по "Турецкому потоку", но заявил об отсутствии "цели покупать какие-либо акции в Турции в какой-либо энергетической инфраструктуре".
Первые шаги
Первые очертания будущего хаба начали вырисовываться еще осенью прошлого года. Так, Эрдоган заявлял о возможности создания соответствующей инфраструктуры для российского газа на западе своей страны.
"На данный момент рассматривается регион Фракия (его восточная, турецкая, часть — ИФ)", — приводили турецкие СМИ его слова.
Президент Турции отмечал, что оттуда можно будет поставлять газ уже в Европу.
"Мы готовы к сотрудничеству по любым вопросам, связанным с газопроводами и сжиженным природным газом (СПГ). В данной связи проводим активные переговоры со многими странами: от Центральной Азии и Средиземного моря. Готовимся создать в Турции газовый рынок, который объединит на одной площадке более одного игрока, позволит заключать контракты, и тем самым формировать цены на газ", — говорил Эрдоган.
Он также напоминал, что через турецкую территорию проходят семь экспортных газопроводов, и что страна располагает двумя СПГ-терминалами, двумя плавучими установками для хранения и ре-газификации СПГ и двумя подземными газохранилищами.
В свою очередь вице-премьер РФ Александр Новак обращал внимание на то, что в турецком газовом хабе могут участвовать не только российские, но и другие поставщики южного направления.
"Речь идет о создании новой площадки, в которой бы участвовали в том числе не только российские поставщики, но и другие экспортеры. Сейчас "Газпром" активно работает с турецкими коллегами, с другими возможными участниками этого проекта из других стран (в Европу по южному направлению поставляют и Алжир, и Катар, и Азербайджан — ИФ). Речь идет не только о площадке и о биржевой торговле, но и о развитии инфраструктуры, об увеличении объемов поставок по южному направлению. Сейчас идет активная работа, и я думаю, что в течение 2023 года будут выработаны и приняты решения", — рассказывал Новак в декабре в интервью телеканалу "Россия 24".
Он пояснял, что речь идет о создании хаба, на котором бы формировалась цена рыночным способом, альтернативным от тех, которые сегодня формируются на голландской, английской или других торговых площадках, где "цены иногда носят необъективный характер".
Уже в конце декабря прошлого года "Газпром" сообщил о начале практической реализации проекта газового хаба в Турции. А министр энергетики и природных ресурсов этой страны Фатиха Донмеза предположил, что газовый хаб может начать работу в этом году.
По его словам, которые цитировало агентство Anadolu, уже в феврале работы по созданию в Турции центра распределения и торговли природным газом близились к завершению. Причем, Донмез сообщал, что тему газового хаба обсудили с целым рядом стран.
"Представители всех государств, с которыми мы консультировались по этому вопросу, заявили о готовности поддержать турецкий проект хаба", — заявлял он.
Турция планировала в феврале обсудить создание такого хаба с потенциальными странами-участницами. 14-15 февраля в Стамбуле должен был пройти газовый саммит (Istanbul Gas Summit) с участием стран-производителей "голубого топлива" из Ближнего Востока, Средиземноморья и Центральной Азии, а также потребителей из Европы. Однако соответствующая конференция была отложена в связи с разрушительным землетрясением на юго-востоке страны. А позже Эрдоган заявил и о переносе сроков открытия газового хаба.
Вместе с тем переизбрание действующего президента Турции, по мнению турецкого политического аналитика Керима Хаса, стало четким сигналом на еще более активное торгово-экономическое и энергетическое сотрудничество между Москвой и Анкарой.
"Особое внимание будет уделяться энергетике. Заявления Эрдогана о газовом хабе в сотрудничестве с Россией — яркое тому подтверждение", — сказал Хас "Интерфаксу", комментируя итоги президентских выборов в Турции.
Со своей стороны министр энергетики РФ Николай Шульгинов на текущей неделе также высказал мнение, что сейчас сложились все условия для того, чтобы совместно с коллегами ускорить решение вопроса организации газового хаба в Турции.