Урал / Точка зрения 1 июля 2021 г. 14:52

Гибридный вариант

Interfax-Russia.ru — Метро в Челябинске и Красноярске достроят по упрощенной схеме.

Гибридный вариант
© РИА Новости. Александр Кондратюк

Президент РФ Владимир Путин пообещал решить вопрос со строительством метро в регионах страны. Как отметил глава государства, деньги на это есть.

"Этот долгострой (метро в Челябинске — ИФ), доставшийся нам еще с советских времен, это не единственный город, который столкнулся с этими проблемами. Деньги у нас на это есть, не только для Челябинска, но и для других населенных пунктов, где есть такие проблемы. Вопросы подобного рода не только взяты в проработку: примерный объем понятен, ресурсы есть, надо только закрепить эту работу", — сказал Путин в ходе "прямой линии".

Он отметил, что в Челябинск уже выезжал вице-премьер правительства РФ Марат Хуснуллин, он ознакомился с ситуацией и докладывал о проработке вопроса.

"Это должна быть гибридная транспортная связь метро и трамвайным сообщением. Стоить это будет свыше 40 млрд рублей", — подчеркнул президент.

Как в свою очередь уточнил журналистам губернатор Челябинской области Алексей Текслер, метротрамвай в Челябинске планируется запустить к 2024-2025 году.

"В настоящий момент завершаются изыскания. Сегодня в тоннелях работают специалисты из Москвы. Мы планируем, что в следующем году мы завершим проектную часть и перейдем к стройке. Рассчитываем, что в 2025 году проект будет реализован", — сказал он телеканалу "Россия 24".

К настоящему времени, по словам губернатора, в Челябинске построено уже около девяти км подземного тоннеля и несколько станций. Осталось еще 7 км подземной части. Он подчеркнул, что достроить метро также очень важно с точки зрения безопасности, поскольку сейчас региону приходится тратить несколько сот миллионов рублей в год на поддержание и эксплуатацию подземных выработок под центральной частью города.

Ранее эксперты предложили челябинским властям интегрировать метрополитен в трамвайную сеть. Для этого специалисты построят несколько наземных веток. Всего будет запущено 32 вагона метротрамвая, их по заказу области сделают на Усть-Катавском вагоностроительном заводе. На эти цели регион получит инфраструктурный кредит в объеме 45-46 млрд рублей. Изначально предполагалось, что проект будет завершен в 2024 году.

Первый проект метро в Челябинске появился еще в далеком 1967 году, строительство ведется с 1992 года. Работы постоянно прерываются из-за нехватки средств, в том числе, из-за резкого сокращения, а затем и вовсе прекращения финансирования из федерального бюджета.

Ранее вице-премьер Марат Хуснуллин сообщал, что федеральные власти выделят на развитие инфраструктуры в РФ, в том числе транспортной, 500 млрд рублей. По его словам, в настоящее время специалисты ищут более дешевые решения для завершения уже начатых проектов (строительства метрополитена в городах-миллионниках РФ). Новое метро, как отметил чиновник, строить пока не будут.

"В городах-миллионниках начатые проекты надо постараться минимальными затратами закончить, но не теми деньгами, которые они называют... Мы считаем, что метро для миллионников пока нецелесообразно, пока надо делать ставку на железную дорогу", — говорил Хуснуллин в мае текущего года.

Он отметил, что при первой оценке бюджеты на достраивание метро оказываются слишком высокими.

"Например, Челябинск — он тоже был 92 млрд первый "подход к снаряду"... То же самое по Красноярску: я считаю, что 100 млрд заявлена сумма достаточно большая, и мы найдем решение более дешевое, более оптимальное. Но начатое надо закончить, потому что это приводит к рискам технологическим, потому что мы под землей каналы прорыли. их нельзя так бросать, их надо заканчивать. Поэтому это будет отдельное индивидуальное решение", — пояснил Хуснуллин.

К слову, для Красноярска строительство метро — это еще и решение наболевшей экологической проблемы. На днях в городе побывала вице-премьер Виктория Абрамченко, которая в числе прочих обсудила с местными чиновниками и этот вопрос.

"Итоги визита Виктории Валерьевны (Абрамченко – ИФ) более чем позитивные. Во-первых, мы обсудили комплексный план (развития — ИФ) города Красноярска и получим комплексную редакцию в самые ближайшие дни, даже не месяцы. Второе — это подтверждение финансирования города Красноярска в части "Чистого воздуха" уже в текущем году. Напомню, что федеральный проект "Чистый воздух" существует с конца 2018 года, т.е. 2019, 2020, 2021-й, и мы получили из федеральных денег только деньги на проектирование метро. Вопрос о строительстве метро уже перестал быть актуальным — строить или не строить. Сейчас дорабатываются документы, и соответственно строить метро мы будем абсолютно точно", — заявил журналистам на брифинге министр экологии и рационального природопользования Красноярского края Павел Борзых.

Незадолго до этого губернатор Красноярского края Александр Усс направил заместителю председателя правительства РФ Виктории Абрамченко письмо с просьбой выделить региону 190,9 млрд рублей для улучшения экологической ситуации в регионе. Согласно приложенному к письму перечню экологических мероприятий, почти две трети указанной суммы — 114,5 млрд рублей — власти региона хотели направить на строительство метрополитена в Красноярске.

В рамках первой очереди метрополитена планируется построить участок от станции "Высотная" (Октябрьский район) до станции "Ленинская" (исторический центр города), включающий шесть станций. Вторая очередь строительства включает участок из трех станций — от центра города до станции "Октябрьская" в Советском районе Красноярска.

Напомним, что строительство красноярского метрополитена началось еще в 1995 году, однако впоследствии из-за отсутствия финансирования работы были свернуты, а недостроенные тоннели и три станции законсервированы.

В марте 2019 года Александр Усс заявил о выделении 1 млрд рублей из федерального бюджета на развитие метро. Эти деньги впоследствии были направлены на корректировку проекта первой линии метрополитена. В декабре председатель совета директоров АО "КрасноярскТИСИз" Олег Митволь заявил, что проектно-сметная документация передана в Главгосэкспертизу. Тогда стоимость строительства первой очереди оценивалась в 64 млрд рублей. После этого сообщалось, что проект возвращен на доработку.

Обозреватель Наталья Пономарева