Екатеринбург. 21 сентября. ИНТЕРФАКС-УРАЛ - Число пользователей интернета и онлайн-услуг на фоне пандемии коронавируса увеличилось, что спровоцировало снижение сложности и стоимости самих сервисов и рост преступлений в сфере информационных технологий, считает завкафедрой бизнес-информатики Уральского государственного экономического университета (УрГЭУ, Екатеринбург) Дмитрий Назаров.
"Ситуация с COVID-19 однозначно повлияла на рост числа преступлений, поскольку количество потенциальных пользователей интернет-услуг резко возросло. Рост числа интернет-услуг порождает снижение стоимости технологий организации и создания онлайн-сервисов, мобильных приложений и других платформ", - сказал он "Интерфаксу".
Так, если сложность и стоимость организации мошеннических сервисов падает, то прибыль с них неуклонно растет за счет увеличения числа пользователей в интернете, отметил Назаров.
Доктор экономических наук привел в пример то, что на фоне пандемии значительно возросли объемы покупок через онлайн-сервисы.
"Люди стали чаще использовать онлайн-оплату, и количество преступлений выросло. При этом уровень знаний в области информационной безопасности большинства пользователей остался на том же уровне, что и до пандемии. Об этом свидетельствует тот факт, что самым популярным среди худших паролей в последние 10 лет был и остается "123456", - констатировал эксперт.
В свою очередь банковская сфера на фоне увеличения числа преступлений может найти свои "слабые точки" даже при достаточно высоком уровне технологий обеспечения информационной безопасности.
"Банковская сфера всегда находилась на острие борьбы с мошенниками разного уровня, поэтому увеличение числа преступлений позволит банкам выявить дополнительные уязвимости в своих системах и это "плюс" этого факта", - сказал Назаров.
Ужесточение наказаний за преступления в этой сфере может иметь эффект, однако он окажется непродолжительным, "пока не будут найдены новые безопасные схемы реализации мошенничества", считает эксперт.
"Ни одна юридическая система в мире не способна учесть в своих законодательных актах все аспекты настоящих и будущих преступлений. Это связано с развитием цифровых технологий и появлением новых "лазеек" в широком смысле этого слова. История последних 10 лет тому свидетельство", - пояснил он.
Кроме того, в целом растет уровень интеллектуальной защиты различного рода систем и сервисов, а значит и их пользователей, отметил собеседник агентства.
"Любая система дает адекватный ответ на возникновение инцидентов. Примером может служить закон о защите критической инфраструктуры, который позволит создать сеть организаций в регионах страны, фиксирующих инциденты информационной безопасности, что позволило аккумулировать их в федеральном центре и искать на них "противоядие", - сказал эксперт, отмечая, что такой ход позволил усилить защиту не только государственных, но и коммерческих банковских систем.
При этом преступления за последние десятилетия также меняются, эту тенденцию стимулирует само развитие цифровых технологий.
"Однако в массовой доле были и остаются преступления, связанные с применением технологий социальной инженерии (...) и других. Они просты, эффективны и не очень дорого обходятся мошенникам, а вот за счет распространения цифровых технологий в социуме становятся более эффективными с точки зрения прибыли", - отметил собеседник агентства.
Так, по его словам, одни только затраты на рассылки по электронной почте могут окупиться в случае, если мошенники получат доступ к счетам только одного человека. "Это лишь один самый простой и понятный пример", - подчеркнул эксперт.