Екатеринбург. 11 августа. ИНТЕРФАКС-УРАЛ - Вероятность того, что в течение десяти лет количество бюджетных мест в региональных вузах будет превышать число "бюджетов" в вузах Москвы и Санкт-Петербурга, крайне мала, заявил в беседе с агентством "Интерфакс-Урал" директор Уральского института управления - филиала РАНХиГС, доктор экономических наук Руслан Долженко.
Как сообщалось со ссылкой на пресс-службу Минобрнауки РФ, в ближайшие годы приоритет при распределении бюджетных мест закрепится за региональными вузами, общая доля Москвы и Санкт-Петербурга начнет снижаться год от года и к 2030 году составит 21,2% (24,3% в 2020 году).
"Это маловероятно в такой постановке вопроса. Бюджетные места ведь это не просто инструмент поддержки региональных или столичных вузов. Это механизм финансирования системы высшего образования, который включает в себя множество факторов, приоритетов и задач", - отметил в беседе с агентством Долженко, комментируя сообщение Минобрнауки.
По его словам, одним из ключевых факторов в вопросе финансирования является степень развития того или иного университета, чем сильнее вуз, тем большая поддержка ему будет оказываться со стороны государства.
Однако при этом важно учитывать и приоритеты развития высшего образования, "которые должны предвосхищать изменения общества, экономики, рынка труда", подчеркнул эксперт. Долженко пояснил, что таким образом поддерживать необходимо направления, востребованные в перспективе. На данный момент - это технические специальности, математика и информационные технологии.
"Больше бюджетных мест получат успешные университеты, которые двигаются вперед, развиваются, стараются всеми силами учесть тренды в развитии страны", - резюмировал эксперт.
По его словам, внимание со стороны государства к региональным вузам в настоящее время отражает акцент на развитии регионов в среднесрочной перспективе в целом. "Не стоит забывать, чуть больше месяца назад мы голосовали за поправки в Конституцию РФ, в которых, в том числе отражено изменение государственной системы управления, усиления роли регионов", - сказал Долженко.
Привлекательность и перспективы вузов Уральского федерального округа (УрФО) определяются уникальной экономикой каждого из уральских регионов, подчеркнул собеседник агентства.
"Промышленность, технические специальности, развитие инженерного мышления и другие направления деятельности отражают ключевые приоритеты в развитии университетов. Поэтому перспективы значительны, но не в части веерного распределения, а только целевого, стратегически выверенного", - сказал эксперт.
На фоне данного направления государственной политики также имеет значение то, что из-за пандемии новой коронавирусной инфекции в стране снизилась покупательская способность населения. В особенности, это касается крупных инвестиций. "Высшее образование - это именно инвестиция. (...) В этом году наборы на дополнительные места скорее всего упадут. Их финансово поддерживают с помощью бюджетного финансирования", - предположил собеседник агентства.
На фоне пандемии COVID-19 также снизится мобильность населения - талантливая молодежь не рискнет переезжать на учебу в крупные города.
"Это не значит, что у них (молодых людей - ИФ) не должно быть возможности поступить на бюджетные места в вузы региона. Причин распределять дополнительные бюджетные места в регионы много. Но эти же причины выступают стимулами для развития университетов, поэтому им нужно не гнаться за поддержкой, стараясь сохранить все как есть, но адаптироваться и предвосхищать изменения, встраиваться в экономику региона", - подчеркнул Долженко.
Как сообщалось ранее, в 2021-2022 учебном году количество бюджетных мест в вузах увеличится, приоритет будет закреплен за региональными институтами. По сообщению Минобрнауки, общее число бюджетных мест на следующий учебный год составит 542,7 тысячи, из которых 33,7 тысячи - дополнительные бюджетные места, выделенные во исполнение послания президента РФ Владимира Путина Федеральному собранию. В настоящее время на основании решения конкурсной комиссии по апелляциям вузов Минобрнауки ведет уточнение распределения бюджетных мест между образовательными организациями.