Строительство в арктическом регионе связано с немалыми трудностями - короткий строительный сезон, непростой завоз строительных материалов, мерзлота, потепление климата, разрушающее мерзлотные грунты. Как справляются с этими трудностями, какие новые методы и технологии применяют при строительстве в Ямало-Ненецком автономном округе, с какими результатами подошли к концу года, в интервью "Интерфаксу" рассказал заместитель губернатора региона Александр Подорога.
- Александр Александрович, расскажите об итогах дорожного строительства в этом году. Год назад губернатор признал работу в ходе дорожного сезона неудовлетворительной и уволил директора департамента транспорта. А что сейчас?
- Губернатор поставил задачу - привести в порядок нашу главную трассу. Мы идем к этой цели. Самый сложный участок - он самый большой по протяженности, 87 километров - это отрезок Пуровск-Коротчаево. На него традиционно больше всего жалуются ямальцы. Этот участок у нас и самый загруженный: порядка 8 тысяч автомобилей проезжают там за одни сутки, поскольку там пересекаются основные транспортные потоки наших главных нефтегазодобывающих компаний. Нижний слой мы практически сделали - из запланированного на этот год осталось 14 километров верхнего слоя. Завершим эту работу уже в новом сезоне. Но разница уже однозначно чувствуется, когда едешь по этой дороге.
Изменения уже ощутили жители Ноябрьска: мы завершили капитальный ремонт подъезда к городу, который шел три года, это 38 километров дорожного полотна и 6 мостов. Планируем в следующем году на Карамовском посту установить многофункциональный комплекс, где будет весовой контроль, СТО, парковка и так далее.
Хорошую большую работу сделали от границы округа в сторону города Губкинского. Там 50 километров отремонтировали и планируем темп сохранить: в следующем сезоне сделаем еще 40. Пойдем дальше: начинаем реконструкцию Губкинский - Пурпе. Это один из самых сложных участков. На нем ограничена видимость почти по всей трассе. Интенсивность движения очень высокая - дорога перегружена. Будем увеличивать число полос движения до 4-х, с устройством разделительной полосы, переделывать путепровод. Проект сложный, на его реализацию уйдет до трех лет.
Выполнили поручение губернатора, в районе Пуровского завода по переработке конденсата завершили строительство путепровода. Там железнодорожный переезд, и люди периодически стояли там порядка двух часов - ждали, пока разъедутся поезда, пока растянут цистерны. Теперь это ушло в прошлое. Всего от Пурпе до Пуровска сделали 17 километров - и в следующем году участок этот мы должны закончить.
- Какие работы провели в городах?
- Конечно, знаковым событием в дорожной сфере стало открытие первой для региона многоуровневой развязки в Новом Уренгое. Ее длина почти 6 километров, 13 съездов. Для Ямала - это, конечно, технологический прорыв в области строительства подобных сооружений и задел на будущее. Когда будет построен Северный широтный ход, с помощью этой развязки мы сможем избежать транспортного коллапса.
Если подводить итоги года в цифрах, в общей сложности на региональных дорогах мы привели в порядок 136 километров. Из них капитальный ремонт сделали на 36-ти, 65 - отремонтировали и еще на 30 провели реконструкцию. Еще 115 километров привели в нормативное состояние внутри городов и поселений. Кроме этого, дорожники трудились над вопросами благоустройства, обустройства парковочных пространств. От этого зависит качество жизни в наших городах.
- Насколько актуальна проблема с парковками в городах Ямала?
- Наши города - Ноябрьск, Муравленко, Губкинский, Новый Уренгой, Надым - хоть и молодые, но построены были по старым проектным решениям. Тогда никто не думал, что у жителей будет такое количество транспортных средств. Проблема стоит достаточно остро, и ямальцы достаточно часто поднимают ее в социальных сетях, в ходе прямых эфиров у губернатора. Северная специфика в меньшей степени предусматривает какие-то далекие гаражи. Все хотят поставить автомобиль поближе к дому, подвести к нему еще греющий кабель, подогреватели. В Ноябрьске, по жалобам жителей, исправляем ситуацию, допущенную при строительстве 8-го микрорайона, - и делаем там большую парковку.
Губернатор с этой проблемой хорошо знаком и дал важную установку - при проектировании новых микрорайонов сразу закладываем необходимые парковочные места. Исходим из того, чтобы на каждую квартиру приходилось одно машиноместо. Предусмотрели это и в Тазовском в микрорайоне "Солнечный", и в Салехарде - в "Обдорском", в Новом Уренгое - в "Славянском" и в Тарко-Сале, в рамках комплексной застройки "Южного".
Исправить ситуацию в уже застроенных жилых районах сложнее, но и там мы работу ведем. Делаем парковки на месте аварийного жилья, которое пошло под снос, где-то меняем устройство дворов. Но это вечный поиск компромисса: чтобы и автомобилисты были довольны, и для детей были безопасные и благоустроенные площадки для игр.
- Многоуровневых парковок нет на Ямале?
- Многоуровневые парковки, в теории, сделать можно: уйти немного в грунт до известной глубины, так как далее там начинается мерзлота и другие процессы в почве. Места подходящие у нас есть, но необходимо, чтобы еще появился и инвестор, для которого реализация такого проекта представляла бы интерес.
- Какие работы были проведены на дороге Надым-Салехард для восстановления размытого и разрушенного полотна? Есть ли шанс, что с наступлением следующего теплого сезона трассу не размоет?
- Надо понимать, что в принципе дорога Салехард - Надым - это 300 километров трассы, проложенных в тяжелейших условиях, среди бескрайней тундры. Одних только мостов было почти 50 - с учетом специфики северных рек. То, что эта дорога у нас была открыта год назад, - дало совершенно иное качество жизни для жителей Салехарда и Лабытнанги. Благодаря этому, там появились сетевые продуктовые магазины, расширился выбор, люди стали быстрее получать доставки. В гости к родственникам на восток округа теперь можно съездить на автомобиле - что на семью выходит значительно дешевле, чем на самолете.
Есть необходимые периоды, когда дорожное полотно должно "отлежаться", тем более на Севере, где мерзлый грунт. Но на дороге завершающие 7 с небольшим километров уложили, не соблюдая технологию. Это стало очевидно, когда прошлой весной началось потепление. По дороге шла тяжелая техника, 100-тонные экскаваторы, тягачи. Многие завозили материалы в преддверии строительного сезона. В итоге несоблюдение технологии наложилось на особенности почвы - по сути, там просто болото - и в течение буквально двух недель дорога "поплыла". Остановить весь транспорт и по взмаху руки, в одну секунду, было невозможно. Мы ограничили движение, сохранив снабжение продуктами и жизненно важными товарами, стараясь не сорвать все будущие стройки. Фуры шли, параллельно мы занимались восстановлением самого проблемного участка. Сделали. Справились. Мы восстановили нормативный слой щебня, что касается верхней отсыпки, полностью отсыпали подложку. На расстоянии около 3 километров заменили все практически до основания. Все это за счет подрядчика, который понес ответственность и заплатил серьезную неустойку.
В этом году мы планируем в период потепления принять на этом участке ограничительные меры, связанные с нагрузкой транспорта на ось. За счет этого мы сбалансируем и движение количества транспорта, и сохраним саму дорогу.
- С какого периода вы будете такие ограничения вводить?
- Сложно сейчас назвать конкретную дату, все будет зависеть от погоды. Если будет зима затяжная, морозная - это будет один подход. Если будет такая же, как в 2020-2021 году, то и сроки сдвинутся влево.
- Когда на дороге появится "островок цивилизации": АЗС, кафе, пункт отдыха. Сколько и в какие сроки они появятся?
- Это очень важный вопрос, прежде всего, он связан с безопасностью движения по дороге для наших жителей. Выполнили задачу, которую поставил губернатор округа, - оборудовали этот участок мобильными комплексами для обеспечения связи. Это ключевой момент. Работаем и над теми задачами, которые Вы перечислили. "Островок цивилизации" будет примерно посредине 300-километрового пути из Надыма в Салехард: оборудуем там АЗС и пункт сервиса. Сейчас отсыпаем для этого площадку, заключили договор с компанией ЛУКОЙЛ - они планируют оборудовать заправочный комплекс и кафе. Мы, со своей стороны, организуем постоянный пункт для дежурства спасателей. Также этой инфраструктурой смогут воспользоваться наши коллеги, которые занимаются обслуживанием дороги. Оборудуем для них место для отдыха, где они смогут побыть в комфортных условиях, отдохнуть, попить чаю, спрятаться от мороза, отогреть автомобиль. Планируем все эти работы провести уже в следующем году.
Наша цель - на протяжении всей нашей главной дороги поставить 30 стоянок, привлечь туда малый и средний бизнес - булочки, пирожки, кофе. Начинаем от границы округа и пойдем дальше на север. В новом строительном сезоне должны 6 штук уже сделать.
- В ноябре ученые проводили исследование состояние мерзлоты методом глубинной георадиолокации на участке дороги Надым-Салехард общей протяженностью 3 км. Есть ли результаты этих исследований?
- Да, действительно, в ноябре на трассе Салехард - Надым проводились исследования многолетнемерзлых грунтов. Московские ученые с помощью георадара "Лоза" "осканировали" рельеф под асфальтом. Это надо было, чтобы выявить особенности, влияющие на состояние трассы. Эти исследования у нас поводились впервые. Они показали, что есть несколько участков растепления. Нужно провести дополнительные инструментальные исследования, чтобы понять, какой вид покрытия здесь будет оптимальным.
В свою очередь, над участком работает и наука. Ямальские специалисты новым оборудованием и специальными приборами обследовали эти участки. Метод называется электрокаротажное зондирование. Его данные можно будет использовать для разработки морозостойкого материала покрытия.
- Говорили, что две технологии применили на Ямале для строительства дорог в этом году. Какие это технологии? Могут ли они стать основными при дорожном строительстве?
- Четыре километра дороги Надым - Салехард мы укрепили по системе холодного ресайклинга. Верхний слой дороги поднимается и измельчается, в него подается цементная смесь. Щебень смешивается с цементной смесью и уплотняется катком. Получается ровная дорога со стабилизированным щебнем, почти как бетонное покрытие, которое потом можно сверху покрыть тонким слоем асфальта, асфальтобетонной смесью.
На трехкилометровом участке трассы Салехард-Аксарка для восстановления дорожного покрытия применили еще один новый для округа метод. В его основе - асфальтобетонная смесь "Суперпейв". Она подбирается к каждому участку индивидуально, в зависимости от климата, места расположения и интенсивности движения. Так мы можем сделать дорогу еще более устойчивой сообразно нагрузкам и перепадам температур.
Сейчас ученые активно занимаются подбором оптимального состава смеси для наших северных условий. На экспериментальном участке в районе Салехарда положили новейшее покрытие из цементно-грунтовой смеси и водоотталкивающих присадок. Ждем, что особая структура материала выдержит температуры до -50 градусов. Эта методика дает покрытие долговечнее и прочнее дорог, построенных в традиционной методике. К тому же она в 3 раза дешевле. Весной-летом, когда растает снег, мы увидим предварительные результаты.
- Какие крупнейшие дорожные проекты планируете реализовать в ближайшее время?
- План на будущий год, по региональным дорогам, - 160 километров. Это и капитальный ремонт, и текущий, и реконструкция, и строительство. В населенных пунктах также продолжим работу - при самом лучшем раскладе, сделаем там тоже еще почти 100 километров. Многое будет зависеть от ценовой политики, ситуации, которая складывается на строительном рынке. Дороги - один из трех ключевых приоритетов для губернатора, и с точки зрения выделения средств он нас традиционно максимально поддерживает.
Важно, что в этом году вместе с подрядчиками создали инфраструктуру, без которой держать темп дорожных ремонтов невозможно. Поставили 4 асфальтобетонных завода, сделали 6 карьеров для инертных материалов, расчистили тупики на железнодорожных станциях. Эта инфраструктура соответствует всем стандартам для строительства дорог у нас на севере.
Если говорить о нашей главной дороге, будем продолжать работу на ключевых участках: от границы нашего округа и до Губкинского, сделаем там 15 километров. Стремимся закончить отрезок Пуровск - Коротчаево, где осталось 49 километров. Хочется, конечно, сделать все, что осталось там, за один сезон. Но здесь есть важный момент: на момент проведения работ мы делаем реверсивное движение, то есть все машины поочередно едут по одной полосе. А трафик на этом участке очень большой, мы не должны создать там коллапс.
Будем выходить на новые участки ремонта дорог. Это участок Ныда - Пангоды. Там в итоге мы должны привести в нормативное состояние более 60 километров. Делаем дорогу Салехард - Аксарка, это еще 10 километров.
Стоимость строительных материалов серьезно сказывается на объемах, которые мы сможем сделать. И здесь нужно сопоставлять возможности бюджета и ценовую политику, которая складывается на строительном рынке.
- Каковы итоги жилищного строительства в 2021 году? Каковы планы по вводу жилья на 2022 год?
- Наши планы и задачи мы выполняем. Мы введем по итогам этого года больше, чем 170 тысяч квадратных метров. Несколько домов сейчас в процессе, сдаются, жители получат новые квартиры буквально как подарок под елочку. Это новостройки в Губкинском, Новом Уренгое и Салехарде. Кстати, Новый Уренгой у нас лидер по сдаваемым квадратным метрам. Там новые многоквартирные дома растут на глазах. В центре будет современный микрорайон "Славянский", там сдадим в ближайшее время свыше тысячи квартир. Уже ввели внутри микрорайона детский сад с бассейном, сейчас строители работают над школой. Интересно, что на втором месте - Тазовский. В апреле уходящего года там уже введены в эксплуатацию два дома, больше 270 семей заселились. Всего в микрорайоне "Солнечный" будет почти 600 квартир. Комплексный подход - строительство микрорайонами - применяем повсеместно. В Салехарде строится "Обдорский". В Тарко-Сале - микрорайон "Южный", куда в конечном итоге заедут больше 800 семей.
В следующем году у нас стоит предварительный план - четверть миллиона квадратных метров. С учетом задела, который у нас создан, задача абсолютно выполнимая.
- Губернатор Ямала поставил задачу расселить 1 млн кв. метров аварийного жилья. В какие сроки эта задача должна быть выполнена?
- Да, мы должны выполнить эту задачу до конца 2024 года. Мы уже сделали больше трети. Но за оставшееся время еще 600 тысяч квадратных метров нужно расселить. Хочу отметить, что под расселением мы понимаем не только строительство жилья на территории нашего региона.
У нас в округе работает очень много разных социальных программ. Например, "Сотрудничество". С ее помощью наши заслуженные труженики переезжают в Тюменскую область. В этом году - больше ста семей. Недавно мы добавили еще одну интересную и востребованную меру поддержки - когда человек, проживающий в аварийном жилье, может получить жилищный сертификат на приобретение жилья на всей территории Российской Федерации. На конец декабря выдано уже 340 таких свидетельств о праве на получение социальной выплаты, а 245 семей - приобрели жилье.
На "прямой линии" губернатор объявил и об еще одной важной программе. Благодаря ей наши молодые семьи, которые живут в аварийных домах, теперь смогут получить вне очереди компенсационную выплату за свою квартиру. Ее можно будет "сложить" с суммой субсидии по программе "Молодая семья" - и приобрести новое капитальное жилье. То есть к достижению цели - расселению одного миллиона квадратных метров - ведет целая совокупность мер в нашей работе: это и строительство новых домов, переселение, и внедрение различных мер поддержки, чтобы люди могли самостоятельно приобрести квартиры на Ямале или в других регионах страны.
- Полномочный представитель президента РФ в УрФО Владимир Якушев сообщал, что Ямал первым среди регионов Урала приступил к реализации проектов комплексного развития территорий (КРТ). Расскажите об этих проектах, есть ли в регионе специальная программа реализации проектов КРТ?
- Программа развития территорий позволяет нам в краткие сроки выполнить задачи по строительству жилья, социальных объектов, инфраструктуры - и все это единым комплексом. Сразу проектируем "инженерку", сносим бесхозные объекты. Все проекты реализуются одновременно. Это позволяет и застройщику значительно уменьшить сроки, и город получает комплексное развитие территории в едином плане.
Сейчас у нас семь территорий под КРТ, их общая площадь - больше 20 гектар. Планируется, что они "дадут" нам около 48 тысяч квадратных метров нового жилья.
Две таких территории будем развивать в Ноябрьске, четыре в Салехарде, одну в Лабытнанги. В Салехарде речь пойдет в первую очередь о новых больших микрорайонах - Восточном, Солнечном и Обдорском. Также в столице округа - практически в центре - есть интересный проект расширения больничного городка. Там будет построен серьезный медицинский объект, радикально перепланирована территория, появится хорошее современное благоустройство. Уже есть подрядчик, который берет на себя, в том числе, обязательства по взаимодействию со всеми хозяйствующими субъектами на этой территории: и по техническому присоединению инженерных коммуникаций, и по строительству, и по вопросам, связанным с землей.
- Директор департамента занятости населения региона Ольга Акинина сообщала, что основные отрасли в автономном округе испытывают нехватку кадров. Лидирует в этом отношении строительная отрасль - требуется почти 5 тыс. специалистов. Как эта нехватка специалистов повлияла на сроки сдачи объектов?
- Вопрос есть, конечно. Из-за коронавирусных ограничений строители уже два сезона не могут в нужном количестве приехать к нам. Но тем не менее, проектов остановленных нет, срывов сроков нет. Российский стройкомплекс мобилизовался, и мы графиков в целом придерживаемся. Более того, за последние два-два с половиной года у нас есть даже рекорды. С нуля возведены два полноценных инфекционных госпиталя. Сделали их под ключ, укомплектовали новейшим медоборудованием. С гордостью могу отметить окончание работ во взрослой поликлинике Тарко-Сале.
Серьезный объект - детская поликлиника с женской консультацией в Новом Уренгое. Сдать его планируем в следующем году. Вообще на 2022 год грандиозные прогнозы - на данный момент 39 больших объектов в плане. Среди них школа и садик в Муравленко, школа в Салехарде на 800 учеников, еще по одной школе планируем сдать в Пуровском и Шурышкарском районах. Планируем расширение хирургического корпуса Салехардской окружной больницы под устройство ангиографа, сдачу педиатрического отделения в Тазовском.
Продолжается строительство спортивных, культурных объектов. Впервые в истории Ямала за пару лет построили такое количество детских садов - 25, и один краше другого. Проблема определения ребенка в садик полностью отпала. Сейчас выдвинулись на школы - 25 строится, 58 ждет полная реновация. Это серьезная заявка. Но приоритет нашего губернатора - хорошее, качественное, комфортное образование детей. Поэтому - сделаем.