Институту уполномоченного по правам ребенка в Челябинской области в 2020 году исполнилось 10 лет. За эти годы существенно изменилось отношение общества к проблемам детства и запрос на защиту прав ребенка. О том, с каким проблемами сталкивается детский омбудсмен и какие проекты сегодня наиболее значимы, "Интерфаксу" рассказала региональный уполномоченный по правам ребенка Евгения Майорова.
- Евгения Викторовна, вы занимаетесь этой непростой работой уже больше года. Есть желание и необходимость что-то менять в работе системы?
- Я человек из "народа" и, как бывает страшно и некомфортно приходить в государственные структуры, хорошо помню. Поэтому мне показалось важным выстроить работу с людьми в такой психологически безбарьерной среде. Чтобы людям не приходилось отдавать деньги юристам за оформление обращения.
Через пару месяцев моей работы в должности стала доступна онлайн приемная в социальной сети "Вконтакте". Но тогда все обращения приходилось регистрировать в общей системе вручную. Уже в конце года мы запустили новый сайт, объединив все обращения с сайта и из социальной сети в единую защищенную базу. Теперь они автоматически попадают в систему, людям приходит уведомление о регистрации обращения.
Еще мы создали в соцсетях форму обращения для детей, чтобы они сами могли ко мне обратиться в сложных ситуациях.
Буквально на днях мы представим еще один интересный инструмент. Сейчас не хочу раскрывать все особенности.
Все это помогает сделать максимально коротким путь для получения консультации, помощи и поддержки.
- Как много людей помогает вам в работе?
- У меня в аппарате работает три юриста и один помощник. Официальных резервов не так много, особенно юридических. Но люди из самых разных сфер отзываются, и это важно. Часто после личного общения, меня спрашивают - чем можно помочь, что можно сделать? Ведь наша работа состоит не только в решении каких-то юридических вопросов, которые безусловно есть. Мы также активно сотрудничаем с благотворителями, некоммерческими и коммерческими организациями. И это очень ценно.
- Как вы сами оцениваете результативность работы, какой критерий самый важный?
- Я принципиально стою на позиции личностного и индивидуального подхода к конкретной проблеме. Потому что, если подходить с точки зрения нормативных требований, можно формализовать абсолютно все, и люди ожидаемой помощи от нас, как инстанции, которая для них становится последней надеждой, так и не получат. У меня такой принцип - если можешь - помоги, а если не можешь - не давай ложных надежд.
При этом я исхожу из своего личного опыта работы в благотворительной организации "Искорка" (организация родителей онкобольных детей - ИФ). В своей работе делаю все, что возможно, с учетом законодательства, ресурсов, реалий. При этом нужно понимать и принимать, что далеко не все в моей власти решить и при этом не выгорать.
Часто слышу от людей, что при обращении к чиновнику они не всегда понимают, услышали их или нет. Причина понятна, чиновники - это люди, которые работают на государственной службе, и они закрываются от чужой боли, злости, страха. Это тяжело выдерживать.
Мне важно, чтобы люди уходили от меня с ощущением, что их услышали, и сделают все, чтобы помочь справиться с ситуацией, в которой они оказались.
Иногда нужно подключить все возможные ресурсы, потому что идет вопрос о жизни и смерти. Например, когда ко мне обратилась социальный педагог из перинатального центра с тем, что у женщины не гражданки России родился ребенок с тяжелым пороком и требуется срочная операция, которая стоит 1 млн рублей, мы "поставили на уши" всех. И за 10 дней, это совершенно нереальный срок, ребенку оформили гражданство. Врачи прооперировали его по квоте, сохранили жизнь. Такие истории возможны, когда подключается множество неравнодушных людей, принимающих решения на уровне различных ведомств и инстанций.
- Какие из последних значимых результатов Вам бы хотелось отметить?
- Один из последних долгожданных результатов - это открытие детского стоматологического кабинета на базе Челябинской областной клинической больницы, где проводят лечение под наркозом. Раньше в области не было государственных клиник с такой услугой, родителям детей, которым невозможно вылечить зубы иначе, как под наркозом, приходилось обращаться в платные клиники. А запрос такой был, его инициировали некоммерческие организации, работающие с семьями, воспитывающими детей с различными особенностями и заболеваниями. В прошлом году этот вопрос получил поддержку властей и благополучно разрешился.
Сейчас вместе с некомерческими организациями (НКО) мы занимаемся проектом создания ресурсных классов, где наряду со здоровыми детьми будут учиться дети с различными отклонениями - аутизмом, синдромом Дауна. Это очень важная работа, я, в частности, обеспечиваю взаимодействие НКО с органами власти.
Еще одна наша гордость - акция "Снеговики-добряки". Взрослые исполняют новогодние желания детей, попавших в сложную жизненную ситуацию. Мы впервые провели ее в 2019 году и смогли поздравить сто детей. В этом году в нее вовлеклось гораздо больше людей и организаций. Все вместе мы смогли исполнить новогоднюю мечту более 1,2 тыс. детей. Общий бюджет акции превысил 12,4 млн рублей, детям дарили подарки стоимостью до 10 тыс. рублей. И это нормально, здесь нет какой-то, как некоторые думаю, неадкватности желаний. Ведь современные дети мечтают не о мягких игрушках, а о современных гаджетах.
- Находите ли вы понимание со стороны руководителей органов власти?
- Взаимопонимание такое, к счастью, есть, ведь одной моей инициативы для решения масштабных задач было бы недостаточно. Вот сейчас мы начали работу по перестройке системы профилактики социального сиротства. Задача в том, чтобы дети из семей, попавших в сложную жизненную ситуацию, когда родители по какой-то причине не могут или не хотят исполнять свои обязанности, все же оставались в родной семье или в замещающей семье. То есть максимально избегать помещения ребенка в социальное учреждение.
Начинаем эту работу с мониторинга учреждений и анализа конкретных ситуаций в которых оказались дети. Эта работа стала возможна благодаря поддержке первого вица-губернатора области Ирины Гехт, активной позиции министра социальных отношений Ирины Буториной (бывший детский омбудсмен региона - ИФ). Благодаря этому в сентябре 2020 года мы смогли начать масштабную работу.
Конечно, главная задача сохранить семью и родителей для ребенка. Но если по ряду причин это невозможно, то мы должны хотя бы помочь ему не отрываться полностью от социума. Ну, хотя бы дать возможность заниматься в интересных для него кружках, секциях и коллективах вне детского дома, наравне с детьми из семьи. Ведь они такие же дети, как все, и отличаются от большинства лишь тем, что у них нет родителей, готовых за них отвечать.
Еще одна важная проблема - сопровождение воспитанников детских домов, их социализация, подготовка к самостоятельной жизни. Совместно с благотворительным фондом Ирины Текслер (супруги губернатора Челябинской области Алексей Текслера - ИФ) мы начинаем очень важный волонтерский наставнический проект "Быть рядом". Ирина Николаевна его активно поддержала, мы вместе уже прошли необходимое обучение. Мы говорим, что в этом проекте важен системный подход на уровне региона к тому, как грамотно организовать работу с наставниками, чтобы не навредить детям. Задача проекта в том, чтобы у ребенка появился социально значимый взрослый - наставник, который сможет установить с ребенком эмоциональный доверительный контакт и включиться в поиск решений важных для него вопросов. Тут могут быть и бытовые вопросы, и выбор будущего образования, трудоустройство, личные вопросы связанные с дружбой, симпатией, детей волнует много вопросов на самом деле.
Знаете, какая проблема у многих детей из детских домов при трудоустройстве? Некоторые даже не умеют прийти вовремя на работу, организовать самостоятельно свой день, их упрекают в потребительском отношении к обществу. Но ведь это и мы их так воспитали, это и наша ответственность в этом. Давайте теперь будем из этого выбираться.
В конце февраля мы начнем тестирование и отбор будущих наставников, затем они пройдут обучение. Требования к волонтерам достаточно высокие. Результат работы будет только при длительном сопровождении, не менее одного года, и при этом наставник должен будет выполнять те договоренности, которые у него будут с детьми.
- Вы также поддерживаете развитие технологии сопровождения семьи, в чем ее смысл, в чем состоит кураторство?
- Есть немало семей, которые не могут самостоятельно справиться с трудностями, вплоть до того, что готовы из-за материальных проблем временно отдать детей на попечение государства, в детский дом. А затем, решив какие-то сложности, забрать детей снова в семью. Зачастую, это ресурсные семьи, у которых в данный момент что-то не получается. Помочь в этой ситуации может индивидуальное сопровождение такой семьи с помощью куратора. Его задача - вникнуть в проблемы и помочь решать их с привлечением различных ведомств. Некоторые чувствуют себя беспомощными, не понимают, в какие инстанции с чем нужно обращаться. При этом семья зачастую не относится к асоциальной, но не может сама выбраться из клубка проблем. Между тем есть технологии сопровождения семьи, которые позволяют справляться с трудностями в любой сфере - от образования до поиска работы.
Недавно мне самой пришлось выступить в роли куратора семьи - мамы и сына-четвероклассника. Все началось с того, что мальчик из-за болезни скатился в учебе, появилось недопонимание с учителями, ребенок начал агрессировать. Дошло до того, что маму отправили на комиссию по делам несовершеннолетних, как не справляющуюся с родительскими обязанностями, мальчика на медико-педагогическую комиссию, чтобы перевести его в специализированную школу. А причина в том, что ребенок просто уже не выдерживал всего, что на него навалилось за короткое время. Ситуация была очень накалена и только после реального объединения различных профессиональных ресурсов начала меняться в сторону улучшения.
Вообще, к сожалению, я наблюдаю сегодня такой подход в школах, когда они не готовы работать со сложными детьми. Понятно, что и с родителями сегодня непросто. Но школа - это одно из самых ключевых мест для детей, в котором они не только учатся определенным предметам.
Например, очень остро стоит проблема, о которой я даже раньше не знала - внутришкольные конфликты между педагогами и учениками, родителями и педагогами. Зачастую бывает так, что взрослый борется с детьми, как будто они тоже взрослые. В эту борьбу они вполне успешно вовлекают и родительское сообщество.
Все эти вопросы я планирую обсудить с главой города Натальей Котовой. Нужно нам вместе выработать какой-то системный подход к решению накопившихся проблем, думаю начинать нужно с Челябинска, хотя такие обращения приходят со всей области.
- Как реагируют сами учреждения, когда вы обозначаете проблему, готовы ли они что-то менять?
- Я считаю, что моя задача, не только выявить проблему, но и показать, как ее можно решить, дать ресурсы, объединить усилия. И тогда я могу сказать: "Вы видели, это работает - теперь давайте будем применять". Ведь иногда ведомства и разные организации, которые могут и должны взаимодействовать, встречаются у меня в кабинете в первый раз.
Надо сказать, что, когда люди понимают, что к ним пришли не для того, чтобы кого-то покритиковать и наказать, а совместно искать решение, все отзываются с большим энтузиазмом.
Я уверена, что, объединяя усилия системы, можно компенсировать точечную нехватку ресурсов. Ведь у нас есть сильные профильные центры, их нужно закольцевать, чтобы школа не боялась привлекать их, не боялась "вынести сор из избы".
Пока же работает старая парадигма - если ты сам не справляешься, ты не профессионал. И потому директора нередко вместо того, чтобы пригласить специалиста, предлагают педагогам справляться самостоятельно. Вот такой подход нужно точно менять, нужно уходить от ведомственной закрытости, которая лишает и детей, и взрослых множества возможностей.
- Вы прошли обучение на медиатора, как планируете эти знания использовать в работе?
- Мы сейчас предпринимаем большие усилия для развития института медиации, я возлагаю на медиацию большие надежды в решении семейных конфликтов. Особенно в таком болезненном вопросе, как "дележка детей" родителями, тут суды не помогут. Необходимо учить людей договариваться. Это, кстати, одна из задач нашего проекта "Семейной школы", который мы уже реализуем.
Думаю, что на базе школы также проведем для родителей курс по статье КоАП РФ 5.35 - о неисполнении родительских обязанностей. Ситуации, которые приводят родителей к наказаниям по этой статье, - это яркий маркер того, как они сами неправильно реагируют на проблемы детей. Нужно научить их психологически защищаться от подобных конфликтов, не доводить ситуацию до острой фазы.
При этом я убеждена, что строить отношения с детьми нужно на доверии. При посещении учреждений сама всегда встречаюсь с детьми, у меня есть с ними контакт, мы вместе находим разные пути решения. В том числе с помощью школьной медиации. И уже от школ стали поступать обращения с просьбой помочь решить конфликт с подключением медиации. Для меня это очень ценный результат.
- Вы стоите на позиции, что проблему ребенка невозможно решить в отрыве от решения проблемы семьи в целом?
- Безусловно, особенно, когда сталкиваешься с так называемыми "трудными детьми". Недавно я побывала в областном спецучреждении для ребят, совершивших уголовное преступления в возрасте, не подлежащем уголовному наказанию. Прекрасный педагогический коллектив. Им действительно удается стабилизировать детей, которые в силу самых разных обстоятельств совершили преступление. В том числе с помощью спорта, тренер ребят по карате является для этих детей неоспоримым авторитетом. Он сумел по-отечески наладить с ними контакт.
Конечно, педагоги болеют за будущее своих воспитанников, что с ними будет после возвращения домой? И вот мы договорились о том, чтобы сопровождать дальше семьи этих детей. С тем, чтобы проложить для ребят некий маршрут, индивидуальную поддержку, чтобы они снова не оказались выброшенными из жизни. И весь педколлектив с большим энтузиазмом это предложение поддержал. Теперь моя задача пригласить специалистов, которые помогут такую работу организовать.
Также через индивидуальное сопровождение семьи мы занимаемся организацией работы по ресоциализации ребят, возвращающихся домой из колоний для несовершеннолетних.
- Как вы относитесь к тому, что дети участвуют в общественной жизни и в том числе в каких-то уличных протестах?
- Я считаю, что дети сегодня активные, думающие, с широким кругозором, с ними можно и нужно работать. Быть готовыми к честному и открытому разговору с детьми.
Мы сами также, как и наши дети не защищены от влияния со стороны социальных сетей. Можем становиться жертвами манипуляции даже не понимая этого.
Я думаю, что сегодня для них участие в акциях - это возможность проявить активность и высказать свое мнение, которым, зачастую, никто не интересуется. Ни родители, ни учителя, а ведь оно вполне может не совпадать с нашим.
Мне пришлось разбираться с ситуацией, когда девочку старшеклассницу загнобили в школе за то, что она вполне легально, на сайте школы, высказала свое негативное отношение к поступку директора. Девочка открыто сказала, что считает директора, которая повела себя некрасиво, неправой. После этого мама ее отругала, пошла в школу каяться, но из школы их все равно выдавили.
Я встретилась с девочкой, мы долго общались, говорили о том, что она имеет право на собственное мнение и право его легально выражать. Но беда в том, что педагоги не готовы воспринимать оценку от ребенка. В итоге, с одной стороны, девочку передала мама, с другой - не поняли учителя. Кто теперь будет авторитетом для нее, какие взрослые?
И это, кстати, одна из острых проблем, которую мне хотелось бы озвучить при встрече с мэром Челябинска.
- Челябинская область стала участником нового федерального проекта. Для чего в школах нужны советники директоров по воспитанию?
- Этот проект мы будем реализовывать совместно с региональным отделением Российского союза школьников. Уже сейчас при работе с обращениями родителей смотрим, кто заявился в советники и планируем работу с их участием. Отбор будущих советников уже идет, это будут педагоги или четверокурсники. Они пройдут предварительное обучение, чтобы занять эту должность, и к концу учебного года советники появятся во всех школах области.
Мне кажется, можно сравнить эту работу с забытой, но когда-то хорошо развитой у нас системой пионерских вожатых. Детям, действительно, нужна безопасная и доверительная среда. Школа - это такой важный ресурс для формирования основных ценностей, место, где дети должны реализоваться и иметь возможность открыто обсуждать важные для них вещи.
Ставка будет сделана на молодых педагогов, и, конечно важно, чтобы система их не сломала в самом начале деятельности. Поэтому я со своей стороны планирую совместную работу в этом направлении.
И вообще, на мой взгляд, хороший результат в любом деле возможен только в конструктивном сотрудничестве.