Челябинская область, несмотря на санкционные вызовы, демонстрирует рост инвестиционной активности. О том, какие крупные проекты в промышленности и социальной сфере реализует регион, как развивается жилищное строительство, идет работа по формированию особой экономической зоны в интервью "Интерфаксу" на полях Петербургского экономического форума рассказал глава региона Алексей Текслер.
— Алексей Леонидович, как вы оцениваете интенсивность инвестиционного процесса в регионе? Какие крупные знаковые для экономики региона производства запущены в первом полугодии, какие будут введены до конца года?
— У нас достаточно серьезная инвестиционная активность в регионе. По итогам прошлого года наши предприятия увеличили инвестиции в основной капитал почти на 8% в сопоставимых ценах. То есть, если смотреть в деньгах, то рост будет еще больше. При этом инвестиции совершенно разноплановые, проекты реализуются в разных отраслях, что меня очень радует.
В частности, Магнитогорский металлургический комбинат завершает строительство новой коксовой батареи — N12. Она станет самой современной в стране.
Также у нас большие проекты в машиностроении: новый конвейер строит "Автомобильный завод "Урал". Кстати, характерно, что первый конвейер на автозаводе появился в 1943 году, в годы Великой Отечественной войны. Сейчас мы строим новый конвейер для производства автомобилей "Урал". Это своеобразная характеристика "рубежности" нашего времени.
Надеюсь, в этом году в Карабаше запустим большой завод по производству минеральных удобрений, в Верхнем Уфалее строится большое современное предприятие по производству цинка.
Кроме того, ряд наших предприятий ведут коренную модернизацию производства, в частности Ашинский металлургический завод создает новый прокатный стан, что позволит расширить его возможности.
Отмечу, что инвестируют не только предприятия базовых для экономики региона отраслей, я имею в виду наш металлургический и машиностроительный комплекс. Например, реализуется ряд проектов в сфере туризма. Речь идет как о возведении модульных отелей, так и о крупных туристических проектах. Кстати, по количеству "модулей" мы заняли первое место в стране на отборе Минэкономразвития по предоставлению мер государственной поддержки.
Если говорить о крупных туристических проектах, то сегодня подписали соглашение о развитии в регионе всесезонного курорта "Аджигардак". Это давно известный горнолыжный курорт, который, к сожалению, долгое время не развивался должным образом. Кроме того, строится ряд отелей на наших известных озерах Тургояк и Увильды.
Все, что я перечислил, реализуется только за счет частных инвестиций. Кроме того, у нас есть ряд крупных проектов по развитию спортивной, социальной инфраструктуры. Так, мы возводим новую большую детскую больницу в Челябинске, завершаем строительство новой универсальной спортивной арены, футбольного манежа в Челябинске. В Магнитогорске (второй по численности населения города в Челябинской области — ИФ) строится большой парк "Притяжение".
В целом, если говорить про инвестиционную активность, то она сегодня значительная. Мы видим рост по текущему году, как в целом, так и по ряду предприятий.
Ко всему этому можно добавить значительные средства, которые направляются на дорожное строительство. Это также поддерживает инвестиционную активность в регионе.
— Какие планы на этот год по строительству жилья, особенно с учетом грядущей корректировки льготных программ по ипотеке?
— Жилищное строительство развивается очень динамично. В прошлом году был поставлен рекорд по вводу жилья за всю историю существования региона. Фактически мы побили рекорд 1988 года.
Рассчитываем, что в этом году введем точно не меньше, чем в прошлом. Уже июнь, в принципе, мы понимаем, какие дома достроим, поэтому у нас есть уверенность, что мы можем превысить показатели прошлого года.
Ваш вопрос — это, скорее, про вызов следующего года, чем текущего. Как известно, льготная ипотека с июля будет модифицирована в пользу семейной ипотеки и ряда других льготных ипотечных программ. По этому году все будет в порядке.
— Если говорить о строительстве цинкового завода на бывшей площадке Уфалейникеля, когда он будет введен в эксплуатацию? Ранее обозначался срок — третий квартал этого года?
— Скорее всего, это будет следующий год.
— Как идет реализация проекта метротрама: хватает ли финансирования, успевают ли строители?
— Да, у нас средств в настоящий момент достаточно. В целом проект в настоящий момент реализуется в графике. Делается проектно-сметная документация на новые участки.
— Ранее вы говорили, что Усть-Катавский вагоностроительный завод станет поставщиком трамваев для проекта метротрамвая. Рассматриваются ли другие производители?
— Сейчас разработкой трамвайного вагона для нашего метротрамвая занимается Усть-Катавский вагоностроительный завод. Там строится новый цех, дополнительные мощности к уже имеющемуся производству. Кстати, это еще один крупный инвестиционный проект, о которых мы говорили выше. В Усть-Катаве планируют выпускать трехсекционные трамваи, а вагоны для метротрама — пятисекционные.
Ждем, что уже в этом году предприятие представит метротрамвайный вагон. Понятно, что он будет специфичный.
Мы говорили и с другими производителями, возможно, они покажут что-то. Но, в первую очередь, рассчитываем на Усть-Катавский вагоностроительный завод.
— Регион активно работает над созданием особой экономической зоны, недавно было озвучено месторасположение площадки ОЭЗ — в Красноармейском районе около Челябинска. Как идет эта работа?
— Все участки или большая часть участков на площадке формируемой ОЭЗ уже распределены. Мы уже примерно представляем, кто придет и чем будет заниматься. Сейчас проектируется инфраструктура. Я имею в виду подъездные дороги, поскольку рядом железная дорога есть.
Это, в целом, место, где достаточно необходимой инфраструктуры, чтобы можно было разворачивать новые современные производства.
Надеемся, что до конца года у нас основная часть подготовки — заявки и принятия решений — будет уже завершена.