Екатеринбург. 26 декабря. ИНТЕРФАКС - Три из шести регионов Уральского федерального округа (УрФО) в 2024 году рассматривают возможность размещение облигаций на общую сумму до 46 млрд рублей, но обращают внимание, что воспользуются этой возможностью лишь в крайнем случае.
ЗАПЛАНИРОВАТЬ - НЕ ЗНАЧИТ ВЗЯТЬ
Как следует из материалов региональных парламентов об утверждении бюджетов субъектов УрФО на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов, в следующем году могут разместить облигации Свердловская и Челябинская области, а также Ханты-Мансийский автономный округ.
Так, согласно программе государственных внутренних заимствований Челябинской области на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов, в следующем году за счет размещения облигаций в областную казну может быть привлечено 22,9 млрд рублей. Срок погашения - до семи лет. При этом в региональном Минфине подчеркнули, что сейчас говорить о точных планах по размещению облигаций преждевременно.
"Безусловно, мы держим руку на пульсе, постоянно мониторим рынок и своевременно проводим все организационные мероприятия для получения займов. Но запланировать - не значит взять", - сказали "Интерфаксу" в ведомстве.
Бюджет Свердловской области предусматривает возможность выпуска облигаций в 2024 году на сумму 15 млрд рублей (предельный срок погашения - 2034 год). При этом в департаменте информполитики региона Свердловской области также подчеркнули, что решение об эмиссии будет приниматься с учетом исполнения бюджета. В ведомстве напомнили, что при росте ключевой ставки Банка России новые выпуски облигаций имеют более высокую купонную доходность (они могут повлечь более высокие расходы на обслуживание таких займов в последующем - ИФ).
О существенном повышении стоимость размещения облигаций говорят и в департаменте финансов Ханты-Мансийского автономного округа. Тем не менее, в бюджете региона предусматривается привлечение заимствований в виде государственных облигационных займов на сумму 10 млрд рублей (срок размещения не уточняется).
СТАВКА НА ДОХОДЫ
Ямало-Ненецкий автономный округ, а также Курганская и Тюменская области размещать облигации не планируют.
Как сообщили агентству в тюменском Минфине с учетом возросшей ключевой ставки Банка России, размещение облигаций на длительный срок может быть сопряжено со значительными расходами областного бюджета на обслуживание госдолга.
"Стоимость размещения облигаций и выплата доходности по ним для субъектов РФ сравнима со стоимостью банковского кредитования, а процедура размещения занимает существенно больше времени и обладает меньшей маневренностью с точки зрения изменения условий", - пояснили в Минфине.
В министерстве финансов Челябинской области напомнили, что облигации - долгосрочный инструмент, обязательства по которому придется исполнять на протяжении всего срока их обращения, даже если ситуация на рынке изменится в лучшую сторону.
"В течение года на случай острой необходимости у регионов есть возможность получать льготные федеральные казначейские кредиты по ставке 0,1% со сроком погашения 31 декабря", - уточнили в министерстве.
В 2023 году уральские регионы также не воспользовались возможностью привлекать средства через облигационные займы. В текущем году такую возможность предусматривали Свердловская и Челябинская области, первоначально планировавшие разместить облигации объемом 14 млрд рублей и 21 млрд рублей соответственно. Однако фактических размещений не было.
"Дополнительные доходы позволили к ним не прибегать, как, собственно, и в 2021-2022 годах", - отметили в челябинском Минфине.
БЮДЖЕТНЫЙ КРЕДИТ ЛУЧШЕ КОММЕРЧЕСКОГО
Между тем эксперты отмечают, что с учетом ключевой ставки и ситуации на рынке регионам целесообразнее пользоваться бюджетными кредитами, чем облигациями. "Естественно, стоимость любых заемных средств зависит от уровня ключевой ставки: чем она выше, тем дороже обходятся эти деньги. И сейчас условия для размещения очень непростые, максимально волатильные", - пояснили в министерстве финансов Челябинской области.
Кроме того, в ведомстве отметили, что "у большинства регионов страны заключены соглашения с Минфином России, где прописаны довольно жесткие условия для получения коммерческих займов, в рамках которых привлечь деньги не так-то просто".
"По банковским кредитам мы можем рассчитывать на ставку не более чем уровень ключевой, увеличенный на 1%. Банки, если все-таки соглашаются на такой минимальный процент, либо выставляют кабальные условия по срокам и условиям возврата этих кредитов, либо просто не участвуют в аукционах, что мы неоднократно видели на примерах других субъектов", - заключили в финансовом ведомстве региона.
В министерстве также подчеркнули, что в текущей ситуации на финансовых рынках, субъектам удобнее и выгоднее пользоваться льготными федеральными бюджетными кредитами, в том числе и для инвестиционных вложений.
Согласно программам госзаимствований регионов, Свердловская область в следующем году планирует взять 95,95 млрд рублей бюджетных кредитов (в том числе 3,95 млрд рублей "длинных" на инфраструктурные проекты), ХМАО - 12,7 млрд рублей (2,7 млрд рублей), ЯНАО - 29,63 млрд рублей (3,63 млрд рублей), Тюменская область - 22,02 млрд рублей (1,79 млрд рублей), Челябинская область - 49,382 млрд рублей (27,12 млрд рублей), Курганская область - более 5,8 млрд рублей (347,5 млн рублей).
Кроме того, кредиты в коммерческих банках могут взять ХМАО (21 млрд рублей), Курганская область (2,5 млрд рублей) и Тюменская область (45,47 млрд рублей).
Из шести уральских регионов облигации в обращении есть у четырех - Свердловской области (в обращении 8 выпусков объемом более 39 млрд рублей), Челябинской области (три выпуска объемом более 5,6 млрд рублей), ХМАО (один выпуск объемом 700 млн рублей), ЯНАО (один выпуск объемом 23,2 тыс. рублей).
Регион |
Планы выпуска облигаций в 2024г (млрд руб.) |
Планы выпуска облигаций в 2023г (млрд руб.) |
Фактический объем размещения в 2023г (млрд руб.) |
Свердловская область |
15 |
14 |
- |
Челябинская область |
22,9 |
21,4 |
- |
Тюменская область |
- |
- |
- |
Ханты-Мансийский автономный округ |
10 |
- |
- |
Ямало-ненецкий автономный округ |
- |
- |
- |
Курганская область |
- |
- |
- |