Власти Ростова-на-Дону внесли существенные изменения в концепции благоустройства и озеленения города, пересмотрели подход к организации и проведению торгов, внесли поправки в муниципальные законы, которые не дадут застройщикам возводить жилищные комплексы без соответствующей социальной инфраструктуры. Серьезные требования будут предъявляться к инвесторам, которые намерены строить объекты в исторической части города. О том, каким должен стать Ростов-на-Дону, какие объекты и на каких условиях могут появиться в центре города, как меняются требования к подрядчикам, в интервью агентству "Интерфакс-Юг" рассказал глава администрации Ростова-на-Дону Алексей Логвиненко.
- Алексей Валентинович, Ростов-на-Дону уже несколько недель живет в особом режиме из-за угрозы распространения коронавирусной инфекции и ограничительных мер. Насколько адекватно, на ваш взгляд, реагируют жители на эту ситуацию?
- В большинстве случаев люди понимают, что самоизоляция необходима. Это один из инструментов, который позволяет не заразиться коронавирусной инфекцией. И эта мера продиктована той реальной ситуацией, которая возникла в стране и в мире.
Но и мы должны понимать, что все люди разные и находятся в разных условиях. У кого-то есть возможность самоизолироваться, у кого-то нет. У кого-то имеется постоянный стабильный доход и накопления, а у других людей могут возникать финансовые сложности. И в таком случае наша задача как раз этим людям помочь, создать условия для нахождения на самоизоляции, обеспечить всем необходимым для этого. Особенно это касается пожилого населения и многодетных семей.
Очень важно было в первое время разъяснять людям реальное положение дел, в чем они ограничены, а в чем - нет, что делать в той или иной ситуации. Было очень много вопросов по поводу работы школ и детских садов, которые требовали разъяснений. Были проблемы и вопросы в первый день выдачи разрешений на работу нового образца, но в итоге все, кто имел на это право, разрешения получил. Сейчас вопросы у людей тоже возникают, но на уровне правительства Ростовской области организована масштабная разъяснительная работа, которая как мы видим, имеет свои положительные результаты. Той "информационной паники", которую мы наблюдали в самом начале, нет.
Конечно, фиксируются факты, когда люди по тем или иным причинам отказываются соблюдать режим самоизоляции, пренебрегая элементарными требованиями эпидемиологической безопасности. Эти вопросы находятся в ведении правоохранительных органов, но я бы хотел еще раз призвать жителей Ростова-на-Дону поберечь в это непростое время себя и своих близких.
- Сложившаяся ситуация не может не отразиться на бюджете города, на тех планах, которые напрямую связаны с развитием Ростова-на-Дону. Как Вы оцениваете перспективы в данном направлении?
- Мы понимаем, что любые меры экономической и социальной поддержки населения, любые отсрочки и отмены налоговых платежей - это снижение доходной части бюджета. Но это необходимые меры, на которые мы идем, и перечень их может быть расширен. Пока мы прогнозируем, что бюджет Ростова-на-Дону в 2020 году потеряет около 2 млрд рублей.
Есть ряд проектов, которые, скорее всего, будут приостановлены в связи со сложившейся ситуацией, что-то мы будем вынуждены снять с торгов, где-то отодвинуть сроки, но основные задачи на 2020 год будут выполнены. Во-первых, текущая ситуация никак не отразится на реализации национальных проектов, об этом отдельно сказано в распоряжении губернатора Ростовской области. Во-вторых, ограничения не распространяются на деятельность Фонда содействия реформирования ЖКХ и мероприятия, запланированные в рамках дорожного фонда. Продолжится расселение людей из аварийного жилья. Также у нас действующий контракт на благоустройство города, в рамках него все работы продолжаются в полном объеме и пересмотру не подлежат. Я думаю, жители города не заметят каких-то существенных изменений, потому что большинство планов на 2020 год мы сохраняем.
- За последний год администрация заметно изменила подход к организации и проведению торгов, особенно это касается благоустройства, уборки и содержания дорог. В чем суть этих изменений и как это отражается на городе?
- Ну вот, например, всегда были вопросы по поводу благоустройства. Многие СМИ обратили внимание на соответствующую закупку в начале 2020 года, стоимость контракта - 6,7 млрд рублей. Было много вопросов, почему такая большая сумма. Но это закупка на три года, то есть около 2,1 млрд рублей в год, а до этого в городе на благоустройство тратилось 1,8-1,9 млрд рублей ежегодно, и этих денег всегда не хватало. И мы сейчас в таких случаях работаем по-новому. Подрядчик, выигравший торги, это крупная компания (ООО "Дорстрой", специализируется на строительстве автомобильных дорог и автомагистралей - ИФ). И самое главное - нам есть, что ей предъявить в рамках гарантийного обслуживания. То есть мы полностью уходим от того, что было: пришла компания, выиграла торги, администрация заплатила по факту, в итоге цветы завяли, деревья не выросли, плитка развалилась, а предъявить претензии уже некому.
Раньше эти средства доводились до районов города, они проводили торги, конечно же, на более мелкие суммы. И на такие торги приходило много недобросовестных подрядчиков, падали в цене до 50%, работы не выполняли, брали в субподряд те же комбинаты благоустройства. То есть понимаете: есть комбинат благоустройства, муниципальное предприятие, которое обладает техникой, базой, сотрудниками, а на торги приходит компания, у которой уставной капитал 10 тыс. рублей и больше ничего нет. Вот совсем недавний пример - когда у нас в нескольких районах на торгах по содержанию уличной дорожной сети побеждают компании, у которых нет ни людей в штате, ни техники. Допускаю, что компания могла арендовать технику, но проходит проверка, которая подтверждает, что этого нет. Ну вот как можно вырыть большую яму, если у вас нет экскаватора? Невозможно. Причем интересно, что изначально в конкурсной документации было прописано, что компании, которые выиграют работы по содержанию уличной дорожной сети, не имеют право отдавать работы в субподряд.
- Подрядчики, у которых нет необходимых ресурсов, и, тем не менее, идут на торги, демпингуют, не выполняют в полном объеме свои обязательства - это большая проблема. Что администрация города планирует делать для того, чтобы привлекать добросовестных исполнителей к благоустройству Ростова-на-Дону и другим работам?
- В данном случае, самое главное - это подход к работе. Да, такие недобросовестные компании могут и будут, к сожалению, приходить, снижать стоимость, выигрывать контракты. Но потом перестанут, если начнут понимать, что с них в конечном итоге спросят за все недоработки и провалы. Если тщательно и внимательно следить за выполненными работами и выставлять претензионные письма, то все дойдет до расторжения контракта, а фирма попадет в черный список. Подрядчики должны понимать, что город не даст воровать и потребует качественного исполнения работ. Тогда история с недобросовестными участниками торгов быстро закончится. Мы с этим год назад начали бороться, было много проблемных ситуаций, особенно в районах города, но по-другому не получалось. Теперь у нас действительно работают компании, у которых есть и оборотные средства, и люди, и техника. По закону мы от конкурсных процедур отказаться не можем, но проводить их грамотно, готовить качественные техзадания и требовать качественное выполнение работ по ним - в наших силах. Еще раз говорю - жесткий подход и жесткий контроль, только так можно победить эту ситуацию.
- Алексей Валентинович, за несколько десятилетий историческая часть Ростова-на-Дону сильно пострадала от точечной застройки. Как власти города смотрят на эту проблему в настоящее время?
- Наша принципиальная позиция - мы полностью запретили строить высотные дома на набережной реки Дон. И сейчас мы вносим изменения в правила землепользования для того, чтобы здесь, начиная от улицы Сиверса и до 13-ой линии, было разрешено только строительство кафе, ресторанов, гостиниц, культурных объектов.
Что касается строительства в исторической части города, то здесь мы тоже вводим ряд ограничений - как таковой точечной застройки, тем более, новых многоэтажных зданий здесь не будет. Но мы разработали новую схему, которая позволит все-таки развивать центр города, сохраняя при этом исторический облик зданий. В настоящее время наше предложение находится на согласовании в министерстве культуры РФ. В центре очень много памятников, исторических зданий, объектов культурного наследия. Вокруг них расположены санитарно-защитные зоны. И получается, что в этих зонах ни строить, ни реконструировать ничего нельзя. То есть старый фонд разрушается, ветхое, аварийное жилье приходит в негодность, но вместо него мы ничего не можем построить. Мы предложили в пределах разумного уменьшить санитарные зоны и разделить дома в историческом центре на две категории. Первая - объекты культурного наследия, такой дом может быть воссоздан только в том виде, в котором он был изначально. Вторая категория, а таких домов большинство, это здания, которые не являются памятниками. Эти дома можно будет сносить, но на их месте разрешено строить только здания в историческом стиле и с ограничениями по этажности.
Мы также меняем и утверждаем границы исторической части Ростова-на-Дону, в которых будет запрещено строительство многоквартирных жилых домов. Это часть города начиная с Нахичевани и далее в "квадрате" улиц Красноармейская, Сиверса и Береговая. Здесь будет развиваться только общественно-деловая зона. И тоже будут действовать ограничения по высоте зданий - в зависимости от близости к объектам культурного наследия. Чем ближе - тем меньше этажность, но в любом случае максимальная высота новой застройки не должна превышать высоту существующих зданий, имеющих историческую ценность.
Могу сказать, что инвесторы заинтересовались такими перспективами. Если Минкульт утвердит предложенную схему, то в следующем году мы сможем уже приступить к строительным работам по ряду объектов. Да, это будут новые здания, но архитектурные проекты должны соответствовать исторической стилистике тех домов, которыми славится наш центр города. В требованиях будет прописано и то, что высота таких зданий не должна превышать высоту рядом стоящих, и концепция, и качество материалов.
По объектам культурного наследия у нас тоже есть принципиальная позиция с министерством культуры - оно готово забирать эти особняки в федеральную собственность и за федеральные средства их реставрировать. Мы долго к этому не могли подойти, но сейчас уже находимся на финише.
Главное - мы должны уйти от этого понятия "бизнес по-ростовски": это взять земельный участок, построить непонятное, страшное, прямоугольное здание и написать на вывеске "Торговый центр". Такого быть не должно.
- Общественно-деловая зона - это еще и парковочные места. При этом, несмотря на появление платных парковок в центре, их все равно не хватает. Эту проблему можно решить в условиях плотной застройки в старом Ростове?
- Мы сегодня вынуждены жить в реалиях, которые формировались много лет подряд. Строить большие паркинги в центре города просто негде, и явно их нельзя строить за счет сноса исторических зданий. Мы сегодня прорабатываем с инвесторами вопрос строительства карусельных парковок. Но их появление также возможно только после одобрения министерством культуры РФ предложенной нами схемы по уменьшению санитарных зон вокруг объектов культурного наследия и сносу аварийных зданий.
- На какой стадии находятся проекты по продлению Набережной Ростова-на-Дону и строительства прогулочной зоны на Театральном спуске, которые должны в конечном итоге объединиться?
- Старт проектов по продлению набережной реки Дон и созданию пешеходной зоны на Театральном спуске дан, но есть, конечно, вопросы по срокам реализации. Что касается набережной, мы уже провели конкурсную процедуру, определили проектировщиков и уже делаем проект планировки, который должны завершить работу до конца 2020 года. На первом этапе проект предполагает продление набережной до порта, на втором - уже до 13-й линии. Есть вопросы с частными территориями, которые располагаются в зоне строительства, их необходимо будет выкупать под муниципальные нужды. Параллельно с этим ведется проектировка прогулочной зоны, которая соединит Театральную площадь и набережную. Ширина этой зоны будет 60 метров. И еще напоминаю, что высота перепада в конечной точке около 40 метров. Вот эту разницу мы планируем использовать для строительства многоуровневой бесплатной парковки, где люди смогут оставлять свои автомобили как во время массовых мероприятий, так и просто приезжая погулять в центр города. На крыше парковки будет смотровая площадка, естественно, вниз, к набережной можно будет спуститься на лифтах.
Мы также понимаем, что необходимо связать правый и левый берега Дона. И это тоже отражено в проекте, который находится в работе: у нас должна появиться канатная дорога с комфортными вагончиками, которая позволит переправляться с одного берега на другой. Параллельно мы прорабатываем еще одну перспективную "линию" - развитие Зеленого острова. В этом году должны быть внесены изменения в генплан, которые позволят построить вместо существующего понтонного моста стационарный, это вопрос двух лет. Рассматривается и вариант строительства здесь аналогичной канатной дороги.
Много проектов на разных стадиях проработки есть по Левобережной зоне Ростова-на-Дону. К следующей весне инвестор должен закончить там строительство большого аквапарка, в 2021 году планируется начать строительство развлекательного парка с современными аттракционами. Также рассматривается проект возведения на Левом берегу Дону концертного зала.
- Мы с Вами говорили о строительстве в исторической части города, но большинство крупных жилищных объектов все же строится в спальных районах. Какие требования будут предъявляться к новому жилью в Ростове-на-Дону, и какова позиция администрации по точечной застройке за пределами центра?
- Уйти полностью от точечной застройки в городе - это, наверное, будет неправильно. Мы не можем и не будем запрещать строительство высотных домов во всем городе. Тем более в национальных проектах президентом обозначена задача по увеличению вводимого жилья. Чтобы достичь требующихся показателей по национальному проекту, мы должны сдавать ежегодно до 2 млн квадратных метров. И мы делаем ставку на комплексное освоение территорий. При этом, и при строительстве отдельных домов, и при комплексной застройке должны учитываться нормы социальной нагрузки, решаться вопросы строительства школ и детских садов, благоустройства прилагающих территорий, строительства подземных и наземных парковок.
Также хочу напомнить, что действующее в Ростовской области законодательство позволяет нам решать проблему обманутых дольщиков: губернатор имеет право выделить при определенных условиях участок под застройку без торгов, но 5% от построенного жилья застройщик передает региону и муниципалитету, и эти квартиры выделяются людям, которые стали жертвами недобросовестных застройщиков ранее. В 2019 году таким образом почти 800 квартир было передано дольщикам.
Если же говорить о точечной застройке и строительстве небольших жилых комплексов, то здесь мы тоже обезопасили город от "сомнительных проектов", которые не предусматривают социальной нагрузки. Раньше было так, что, если земельный участок под жилищное строительство превышает площадь в один гектар, необходимо делать проект планировочной документации. При разработке проекта планировки сразу учитываются все социальные нагрузки, наличие школы, садика и дорог, спортивных объектов, озеленение, благоустройство. Если что-то не соответствует требованиям, то проект планировки не утверждается, соответственно, разрешение на строительство не выдается. Но при застройке на площади до одного гектара проект был не нужен: можно было просто строить дом, предусмотреть парковки и элементы благоустройства, а проблему социальной инфраструктуры не решать. Месяц назад на заседании городской Думы было принято решение убрать это понятие одного гектара. Теперь проекты необходимо предоставлять на утверждение в любом случае, и все они проходят публичные слушания.
Но мы должны с вами не забывать, что в прошлые годы, до всех этих изменений, в городе было выдано более 200 разрешений на строительство. И к реализации этих проектов еще даже не приступали: они, к сожалению, будут строиться по старым градостроительным нормам.
- Много вопросов в последние годы вызывало качество работ по озеленению Ростова-на-Дону. Планируется ли менять концепцию и усиливать контроль за этой сферой?
- Эта проблема действительно есть, но я надеюсь, что мы сможем ее решить в ближайшее время. Вы ведь ходите по Ростову-на-Дону и замечаете, что деревьев действительно мало? Это происходит потому, что подрядчики зачастую используют некачественный посадочный материал, либо сажают совсем молодые саженцы, которые просто не успевают вырасти, прижиться. Ну и, конечно, не всегда за ними успевают ухаживать. Что делать? Принципиально менять само понятие компенсационной высадки деревьев. Как было раньше? Компания хочет построить дом или торговый центр, для этого нужно убрать дерево, а взамен произвести компенсационную высадку. Компания это делала самостоятельно и, по сути, в дальнейшем ответственности за это дерево не несла. Сейчас мы меняем алгоритм, планируем внести изменения в законодательство. То есть рассчитывается стоимость сноса дерева, нового дерева, его посадки и трехлетнего содержания. Деньги за это будут идти в городскую казну, а высаживать новые деревья и следить за ним будет администрация Ростова-на-Дону. Это гарантия того, что будет выбран качественный посадочный материал и через год высаженное дерево не засохнет.
Также с прошлого года мы принципиально поменяли концепцию по цветочному оформлению. Мы уходим от однолетних растений, переходим к многолетним. Я думаю, уже сегодня в городе видны результаты этого нового подхода. Только в 2019 году мы создали 28 зон, где растут тюльпаны. Задача в ближайшие три-четыре года - сделать город полностью "цветочным".
- Алексей Валентинович, с того момента, как вы стали исполнять обязанности, а потом и вступили в должность сити-менеджера, прошел уже год. Сейчас Вы подробно рассказали о том, что было сделано за это время и какие планы предстоит реализовать. Насколько важна обратная связь в вашей работе - от СМИ и жителей?
- Мы получаем много критических публикаций в СМИ и комментариев в социальных сетях и стараемся оперативно реагировать на критику, решать возникающие вопросы. Благодаря СМИ мы узнаем о просчетах, недоделках или бездействии некоторых сотрудников администрации. Мы видим, где не убрали улицу, не заасфальтировали дорогу, плохо убрали контейнерные площадки, и устраняем недостатки, делая наш город лучше и краше.
Нам очень важно, чтобы ростовчане знали, что мы делаем и для чего, видели нашу работу. И, конечно, в этом нам очень помогают средства массовой информации. Я убежден, в большинстве своем СМИ сегодня работают качественно. Но я всегда напоминаю журналистам о том, что если есть сомнения в правдивости информации, которую они хотят опубликовать, ее лучше уточнить. Для этого есть пресс-служба. Вы знаете, что в этом году сменился руководитель управления по информационному сопровождению и взаимодействию со СМИ администрации города. Его возглавила Мария Петрова. Она сама в прошлом журналист, сотрудник телерадиокомпании. Сегодня мы максимально открыты для средств массовой информации, а благодаря им - и для горожан. Для нас очевидно, что эффективное информационное взаимодействие между властью, СМИ и ростовчанами строится на открытом диалоге. Уверен, что в последнее время оно стало еще продуктивнее.