Губернатор Ростовской области Василий Голубев:

"В регионе работает много предприятий по выпуску импортозамещающей продукции"

Ростовская область представила на Петербургском международном экономическом форуме проекты более чем на 720 млрд рублей. Основной акцент сделан на создании импортозамещающих производств в промышленности, возобновляемой энергетике и строительном секторе.

Также на экспозиции региона представлены территории опережающего развития "Гуково", "Донецк" и "Зверево", индустриальные парки, технопарки.

О том, каких результатов ожидают власти региона от участия в форуме и перспективах развития инвестиционного климата в интервью "Интерфаксу" рассказал губернатор Ростовской области Василий Голубев.

"В регионе работает много предприятий по выпуску импортозамещающей продукции"
Фото пресс-службы губернатора Ростовской области

— Василий Юрьевич, сколько проектов и на какие суммы представляет в этом году на Петербургском международном экономическом форуме Ростовская область? Сколько соглашений подписано? Какие, по Вашему мнению, наиболее значимы?

— В этом году портфель проектов нашего региона заметно шире, чем в 2022 году. Всего по итогам форума мы планируем подписать не менее 15 соглашений на общую сумму порядка 200 млрд рублей. И это не считая тех, которые будут подписываться между нашими вузами и партнерами, что тоже пойдет в копилку региона.

Среди крупнейших я бы выделил проекты в сфере жилищного строительства, агропромышленного комплекса, промышленности. Это и завершение строительства завода по глубокой переработке пшеницы, проект компании "Технониколь" по производству минеральной изоляции и полимерной теплоизоляции для строительства и тепличных хозяйств.

Еще один интересный проект у компании "Бештау" по созданию производства компьютеров. Это действующее предприятие, сейчас там выпускают компоненты для компьютеров. Предприятие необычно тем, что уже сейчас спрос многократно превышает их возможности, и компания намерена инвестировать в производство порядка 8 млрд рублей.

Кроме того, у нас есть предложение по развитию наших территорий опережающего развития (ТОР). Появились партнеры, которые будут создавать в ТОР "Гуково" индустриальный парк стоимостью 1 млрд рублей. Там же будет создано производство минеральных удобрений.

Мы подписали соглашение о строительстве экопромышленного технопарка "Южный" на территории Новоалександровского индустриального парка в Азовском районе. Это один из первых проектов такого рода в Ростовской области и на юге России. В технопарке будут перерабатывать, в том числе, строительные материалы, в основном, железобетон, кирпич и дерево, стекло. Запуск первых перерабатывающих производств запланирован на 2024 год. У технопарка, как планируется, будут и резиденты с другой отраслевой специализацией.

Это важный проект для региона, поскольку стекло, использованные строительные материалы мы зачастую закапываем. Но ведь наши межмуниципальные экологические отходоперерабатывающие комплексы (МЭОК) и комплексы ТБО должны утилизировать только биологические отходы. Все остальное можно перерабатывать.

Кроме того, на площадке форума состоялся ряд встреч с нашими иностранными партнерами из Египта, Индии, Китая. Это все наша внешнеэкономическая деятельность.

— Как Вы оцениваете инвестиционную привлекательность Ростовской области? Насколько активно новые инвесторы заходят в область? В каком объеме инвестиции планируется привлечь по итогам 2023 года?

— Ростовская область завершила 2022 год с положительной динамикой по всем основным направлениям экономики. Прошлый год для региона стал годом роста инвестиций, было привлечено 465 млрд рублей. В этом году, по итогам четырех месяцев, мы также наблюдаем положительную динамику. И рассчитываю, что по итогам 2023 года мы как минимум достигнем прошлогоднего показателя. Мы должны взять эту планку, цель пока такая.

— Для поддержки экономики в условиях санкций бизнесу предоставляют различные меры поддержки. Какие из них наиболее востребованы среди предпринимателей области?

— В Ростовской области реализуются самые разные меры поддержки бизнеса — это налоги на прибыль, налоговый инвестиционный вычет, имущественные налоги, сопровождение проектов, особенно входящих в "100 губернаторских". Кстати, эта практика доказала свою эффективность. Все проекты хотят попасть в губернаторскую сотню.

Со своей стороны мы бы хотели видеть некую готовность проектов к реализации. Я когда-то убрал практику подписания договоров о намерениях, потому что появлялись проекты, о которых поговорили, а в итоге не реализовали.

Наша задача подвести коммуникации — газ, свет, воду к любому участку, где будет реализован инвестпроект. А если проект остановлен, смысл подводить туда коммуникации? Пройдете "точку невозврата" и мы сразу все свои обязательства по инфраструктуре выполним в полном объеме. Поэтому примеры, которые раньше неудачно были реализованы, помогли опуститься на землю и сказать — разговариваем, движемся вперед, когда партнеры и мы готовы их реализовать.

— На территории Новочеркасского индустриального парка в мае нынешнего года создана особая экономическая зона (ОЭЗ) "Ростовская". Сообщалось, что шесть инвесторов уже готовы вложить 7,5 млрд рублей в проекты ОЭЗ в 2024-2026 годах.

— Особая экономическая зона создана, она начала функционировать. Насколько мне известно, министерство экономического развития РФ нам все согласовало, со своей стороны мы документы подготовили. На данный момент Минфин РФ их проверяет, затем ждем последний документ — постановление правительства.

На территории ОЭЗ созданы все инженерные коммуникации. Шесть инвесторов уже готовы стать ее резидентами и развивать производство. Но будет правильно, если сначала дождемся решения на федеральном уровне. Мы ее потом очень красиво покажем. ОЭЗ действительно находится в очень интересной географической зоне — городе Новочеркасске, рядом с шахтерскими территориями, есть возможность приглашать туда людей, удобная транспортная локация возле федеральной автотрассы М-4 "Дон", а рядом находится ростовский аэропорт "Платов".

Раньше там было очень серьезное советское производство "Новочеркасский завод синтетической продукции", когда-то он был одним из флагманов страны.

— Предприятия Ростовской области активно развивают импортозамещающие производства. Сколько предприятий региона выпускает импортозамещающую продукцию? Какие направления импортозамещения планируется охватить в 2023 году?

— В регионе работает много предприятий по выпуску импортозамещающей продукции. Я не считал, сколько предприятий, но наверняка это сотни, если взять малый и средний бизнес. Компоненты выпускаются самые разные. Приятно, что сегодня это стало нормой. Предприятия очень быстро реагируют на запрос в такой продукции, значительно быстрее, чем после 2014 года.

В частности, нынешняя ситуация нас подтолкнула системно заниматься переработкой. Приведу пример: мы продавали зерно, и, к сожалению, пока еще продаем, а назад получали муку или готовую продукцию, соответственно добавленную стоимость в свой карман клали иностранные компании. Это точно надо останавливать.

Кроме того, качество наших продуктов подавляющем большинстве случаев не хуже, чем у той продукции, что мы покупали. Ростовская область стремительно наращивает объемы производства сыров и всего что делается из продуктов животноводства, а также макаронных, хлебобулочных изделий и много другого. В частности, на "Аютинском хлебе" создаются два новых крупных цеха. Да, нам нужно научиться производить некоторые товары, такие как французский хлеб, французскую булку, круассаны. Мы заменим импорт такой продукцией, что они нашу будут предпочитать своей.

Возводятся новые предприятия и в промышленном секторе. Так, в Шахтах компания "Авангард" поэтапно строит несколько заводов по производству компонентов для легпрома, таких как микрофибра, полиэфирное волокно. Сегодня один завод закрывает потребности российского рынка на 60%.

Кроме того, "Ростсельмаш" строит тракторный завод в Ростове-на-Дону, завод сельскохозяйственной и коммунальной техники в Таганроге. На площадке "Ростсельмаша" будет создан завод по выпуску трансмиссий — 100% импортозамещающее производство. Раньше все это мы приобретали за рубежом. Мы сдадим эти заводы в срок.

В целом, импортозамещение присутствует во всех сферах деятельности региона, в инвестпроектах и соглашениях. Раньше было семь губернаторских "И", теперь появилось восьмое — импортозамещение.

Самый большой дефицит не материалов, не сырья, а людей. К примеру, когда запустили заводы в Шахтах, то я пригласил двух ректоров Южного федерального университета (ЮФУ) и Донского государственного технического университета (ДГТУ) и предложим им взаимодействие в сфере подготовки кадров. Ведь если молодежь по завершению вузов будет оставаться в родном городе, то это повлечет и развитие жилищного строительства, и многого другого.

— Вчера был дан старт движению транспорта на новом участке федеральной автотрассы М-4 "Дон" в обход Аксая и Краснодара. Расскажите об этом подробнее.

— Введенный в эксплуатацию обход Аксая, по нашим оценкам, сократит время пути в сторону Черноморского побережья на 50 минут, а вместе с обходим Краснодара время в пути на юг сократится на 1,5 часа. Транзитный транспорт теперь не будет заезжать в Ростов-на-Дону, двигаясь с севера на юг и обратно, а 17 муниципальных образований Ростовской области, где проживают 2,5 млн человек, получили новые возможности для развития. У этих территорий возрастает инвестиционная привлекательность, появится придорожный сервис.

Кроме того, изменится туристическая составляющая этих территорий, поскольку появились новые возможности у людей заехать в Ростов, побывать в станице Старочеркасской, познакомиться с казачьей культурой, погулять на левом берегу реки Дон. Воды у нас сейчас много, как видно, у нас хороший запас воды в Цимлянском водохранилище, с некоторым превышением нормативов. Мы видим, что ее в этом году хватит на мелиорацию, судоходство, рыболовство, водоснабжение и так далее.

Обход Аксая завершен на 18 месяцев раньше запланированного срока. Это участок протяженностью 60 км, из которых 35,5 км построены заново и включают несколько мостов, путепроводов, различных сооружений, мост через Дон.

Мы продолжаем работать и уже видим "свет в конце тоннеля" создания Ростовского транспортного кольца. Там остался 13-километровый участок со стороны Таганрога. Это сторона, которая связывает Ростовскую область с ДНР. Там также будет построено несколько мостов, путепроводов. Реализация проекта разделена на два этапа: первый этап завершим до конца 2024 года, второй — до конца 2025 года. Между прочим, как только построим, появятся три новых территории под развитие и жилищное строительство. Так что хорошее событие, надеюсь, люди почувствуют комфорт несколько больше.

— Василий Юрьевич, что сейчас делается для обеспечения безопасности жителей региона и защищенности важных объектов?

— Сейчас у нас проходит административная граница с ЛНР и ДНР протяженностью около 600 км. Это самая протяженная граница по отношению с другими граничащими с нами регионами. Контроль там осуществляется силами министерства обороны и пограничной службы. Также в этом году на данном направлении активно работают представители казачества. 

Особое внимание уделяется объектам ТЭК, атомной станции, Новочеркасской ГРЭС, объектам оборонного комплекса и всем объектам жизнеобеспечения граждан.

Накануне произошло ЧП на Новочеркасской ГРЭС. У меня сразу начали спрашивать — что это прилетело? Ничего к нам не прилетало, это технологическая авария, в причинах которой разбираются специалисты. Хорошо, что обошлось без жертв. Есть трое пострадавших, но их жизни и здоровью ничего не угрожает. В течение часа после аварии я получал информацию о возможных ограничениях в подаче электричества, но с 16:00 того же дня подача электроэнергии начала возобновляться и большинство людей спокойно это восприняли, потому что отключения на час-два присутствуют и в повседневной жизни.