Президент РФ Владимир Путин в понедельник провёл рабочую встречу с губернатором Астраханской области, на которой обсуждалось социально-экономическое развитие региона. Об итогах встречи, а также о развитии промышленности Астраханской области, реализации инвестиционных проектов в транспортно-логистической сфере в интервью "Интерфаксу" рассказал губернатор региона Игорь Бабушкин.
- Игорь Юрьевич, расскажите, пожалуйста, насколько вырос грузооборот портов региона в текущем году? На какие страны приходится наибольший объем поставок? Какую роль в развитии торгового сотрудничества Астраханской области с другими странами играет МТК "Север-Юг"?
- По данным Росморпорта, в первые два месяца 2024 года общий грузооборот морских портов Астраханской области превысил 928 тысяч тонн, это более чем в два раза превышает показатель аналогичного периода прошлого года. Рост обусловлен увеличением спроса на поставку грузов по МТК "Север-Юг" через морские порты Астрахань и Оля.
Перевалка импортных грузов увеличилась практически втрое, экспортных - в 2 раза. Так, на 8% увеличилась перевалка химических изделий и удобрений, в 6 раз - полипропилена, почти в 4 раза - зерна, в 5 раз - бумаги.
В 2023 году через терминалы морских портов Астрахань и Оля прошло 4,5 млн тонн грузов с темпом роста в 151%. Таких показателей мы не фиксировали 10 лет.
Портовый комплекс Астраханской области имеет стабильный внешнеторговый оборот с Ираном. Развивается транзит грузов по коридору "Север-Юг" через Иран в страны Персидского залива и Южную Азию. Через астраханский воднотранспортный узел следуют грузы до Азербайджана, Грузии, Индии, Китая, ОАЭ, Тайланда, Турции и многих других стран.
- Появились ли новые направления развития МТК "Север-Юг"?
- Да, новым направлением в развитии коридора является обеспечение стыковки коридора с африканским континентом. Регион готов предложить содействие в части перевозки грузов из крупнейших портов Африки до южных портов Ирана Бендер-Аббас и Чабахар и далее через территорию Ирана и Каспийское море в порты Астраханской области для дальнейшей транспортировки по территории РФ, и в обратном направлении.
Такое сотрудничество создаст предпосылки для успешного социально-экономического развития участников МТК "Север-Юг", позволит производителям выйти на новые рынки сбыта за счет удобной логистики.
Логистическая инфраструктура МТК
- Как развивается логистическая инфраструктура в условиях растущего грузооборота по международному транспортному коридору? Какие прикаспийские страны заинтересованы в реализации новых инвестиционных проектов?
- Приведу примеры наиболее крупных проектов. ПАО "Астраханский порт" является не только одним из крупнейших портов по объемам перевалки грузов и перегрузочным мощностям среди терминалов морского порта Астрахань, но и ярким примером сотрудничества с иранскими партнёрами. За последние годы иранские инвесторы вложили в развитие порта более 700 млн рублей. Эти средства были направлены на модернизацию инфраструктуры: ремонт и реконструкцию внутрипортовых автомобильных и железных дорог, приобретение кранов и погрузочной техники, обустройство зоны таможенного контроля, строительство склада с рефрижераторной установкой. У предприятия в планах строительство зернового и масляного терминалов. Согласно инвестиционным планам, крупные вложения внебюджетных средств планируются до 2026 года.
Кроме того, при участии порта в Астраханской области в 2023 году зарегистрирована судоходная компания "Астрапорт Шиппинг". Для этих целей порт приобрел два сухогруза "Невский берег" и "Балтийский берег" с грузоподъемностью более 3,5 тыс. тонн каждый. Уже в ноябре 2023 года судно "Балтийский берег" было отправлено в первый рейс по Каспию.
Астраханский порт также является заказчиком судна проекта RSD49, которое строится на Астраханском судостроительном заводе "Лотос". В марте этого года состоялся торжественный спуск на воду судна проекта RSD49, получивший название "Каспийский берег".
Инвестор из Азербайджанской республики создал логистический хаб, через который осуществляется поставка товаров в Россию из Ирана, Азербайджана и других стран.
Также мы подписали пятилетнюю программу сотрудничества с президентом Фонда Исламской Революции "Мостазафан" Парвизом Фаттахом.
Туркменистан выражает готовность участвовать в реализации проектов Каспийского кластера. Создана компания "Транспортно-логистический центр Туркменистана", с которой заключено соглашение и меморандум о намерениях по созданию логистического центра в портовой особой экономической зоне. Логистический центр должен стать площадкой по перевалке товаров из Туркменистана для их реализации на российском рынке.
Создание особых экономических зон
- Как развиваются особые экономические зоны в Каспийском кластере? Сколько резидентов уже удалось привлечь? Какие преференции предоставляются инвесторам?
- Основное перспективное направление сотрудничества с прикаспийскими государствами - участие в реализации проектов в Каспийском кластере.
На территории особых экономических зон предусмотрены определенные преимущества для инвесторов - налоговые и таможенные льготы.
Экономия затрат при реализации проектов позволит создать новые высокотехнологичные производства, что, в свою очередь, способствует развитию смежных видов деятельности и созданию новых рабочих мест.
На сегодняшний день на территории промышленной особой экономической зоны зарегистрировано 17 резидентов.
Наиболее важным инфраструктурным проектом в транспортно-логистической сфере является портовая особая экономическая зона. Этот проект начал реализовываться в 2020 году по поручению президента страны. Сегодня в портовой зоне зарегистрировано два резидента, выделены средства федерального бюджета на создание объектов инфраструктуры. Возведены склады временного хранения зерна, смонтирована часть оборудования, готовится площадка под контейнерный терминал. В августе 2023 года с причала ушла первая партия фуражного ячменя в Иран, сейчас такие рейсы приобретают регулярный характер. А после завершения мероприятий по обустройству пункта пропуска планируется начать приём контейнеров. Благодаря выгодному расположению и преференциям, которые предусмотрены для резидентов особых экономических зон, эта площадка позволит привлечь крупных инвесторов, в том числе и зарубежных, в реализацию логистических проектов и создание производств.
Помимо создаваемой зоны в регионе уже сформирована развитая портовая инфраструктура, которая способна обеспечить транспортировку грузов по МТК в объеме до 16 млн тонн год.
Использование логистического потенциала международного транспортного коридора "Север-Юг", развитие портовой инфраструктуры в Астраханской области в рамках реализации проекта по созданию портовой особой экономической зоны, развитие международного сотрудничества - все это позволит сохранить роль Астраханской области в сотрудничестве со странами Прикаспия и придаст дополнительный импульс экономике региона и России в целом.
- С 2020 года в Волго-Каспийском морском судоходном канале проводятся масштабные дноуглубительные работы. Расскажите, пожалуйста, что уже удалось сделать, какие работы запланированы на текущий год? Насколько этот проект важен для экономики региона?
- Волго-Каспийский морской судоходный канал имеет важное экономическое и стратегическое значение для интересов РФ и является неотъемлемой частью МТК "Север-Юг". По прямому поручению президента РФ Владимира Путина для обеспечения безопасности судоходства в акватории канала ФГУП "Росморпорт" ежегодно проводит ремонтные дноуглубительные работы, благодаря чему проходная осадка увеличена с 4,2 метров до 4,5 метров. Это позволяет использовать для транспортировки по Каспию из морских портов Астрахань и Оля современные суда с большей вместимостью.
В планах на 2024 год - сокращение протяженности участков с односторонним движением и продолжение дноуглубительных работ для поддержания необходимой глубины ВКМСК.
По предварительным данным Астраханского филиала ФГУП "Росморпорт", объем дноуглубительных работ в канале на 2024 год составит 4 млн кубометров. В настоящее время выполняются весенние съемки промеров глубин, после чего ожидается корректировка плановых объемов в сторону увеличения.
Сотрудники Астраханского филиала "Росморпорта" уже приступили к работам.
Предпринимаемые меры создают необходимые условия для расширения номенклатуры перевозимых грузов и увеличения судозаходов, повышают инвестиционную привлекательность региона для потенциальных резидентов Каспийского кластера.
Судостроение в приоритете
- Отрасль судостроения традиционно является визитной карточкой региона. Расскажите, пожалуйста, насколько сегодня загружены предприятия отрасли? Сколько судов планируется построить на астраханских верфях в 2024 году?
- Судостроение исторически является одной из основных отраслей обрабатывающих производств Астраханской области.
Сегодня судостроительный комплекс региона представлен 10 крупными и средними предприятиями, на которых трудится около 4 тысяч высококвалифицированных кадров. Крупнейшими судостроительными площадками региона являются Южный центр судостроения и судоремонта (ЮЦСС, входит в Объединенную судостроительную корпорацию). Загрузка астраханский верфей Южного центра судостроения и судоремонта полная, в 2024 году планируется передать заказчикам восемь судов.
В 2023 году предприятия ЮЦСС сдали два танкера, один земснаряд и пассажирское судно. В 2024 году все начатые ранее объекты планируется передать заказчикам: четырехпалубный лайнер, второе пассажирское судно, два танкера и сухогруз, а также три земснаряда - всего восемь объектов, все проекты обеспечены финансированием. Текущий портфель заказов ЮЦСС составляет 40 млрд рублей. На предприятиях ОСК работает около трех тысяч работников.
В 2024 году ЮЦСС готов к выполнению заказов для компании "ЛУКОЙЛ" в части строительства шельфовых объектов обустройства месторождений им. Кувыкина и им. Маганова. На производственной площадке "Красные Баррикады", где такие объекты являются основными для постройки, продолжится возведение шельфового объекта для месторождения "Каменномысское-море" по заказу компании "Газпром".
Максимальная загрузка мощностей потребовала модернизации производства всех верфей, уже закуплена часть оборудования, планируется обновлять парк техники, что позволит еще больше увеличить мощности.
Южным центром судостроения и судоремонта разработана программа организационного и технического развития. Основная ее цель - создание распределенной верфи с локализацией отдельных видов производств по производственным площадкам, расположенным в Астраханской области. Фонд развития промышленности региона предоставил предприятию два займа на приобретение оборудования. Приобретено сварочное, измерительное оборудование, а также оборудование для резки металла.
Помимо судостроения в регионе работает целый ряд предприятий судоремонта. Основными из них являются: "Завод им. Ленина", Волго-Каспийский судоремонтный завод, "Ахтубинский ССЗ", "Первомайский СРЗ", компания "Галактика". Предприятия осуществляют судоремонт, как для российских судоходных компаний, так и для компаний прикаспийских государств.
Отмечу, что решение о восстановлении отрасли судостроения было принято нашим президентом в 2019 году. И сегодня, спустя всего несколько лет, мы уже можем говорить, что Астраханская область является лидером по производственным возможностям создания сложных объектов и технических средств для работы на морских нефтяных месторождениях. Я уверен, что через несколько лет мы достигнем новых показателей развития отрасли.