С 2019 года в России реализуется федеральный проект "Успех каждого ребенка" национального проекта "Образование". Он предполагает создание в регионах 1,35 млн новых мест дополнительного образования детей. Промежуточные итоги проекта педагоги и обучающиеся подведут на всероссийском фестивале "Открытия-2030", который пройдет на базе ВДЦ "Смена" в Анапе с 24 по 27 ноября. О целях и задачах проекта, а также о том, что уже сделано в рамках него, в интервью "Интерфаксу" рассказал директор Федерального центра дополнительного образования детей и организации отдыха и оздоровления детей Игорь Козин.
- Игорь Владимирович, на этой неделе на Кубани стартует первый Всероссийский фестиваль историй успеха обучающихся "Открытия-2030". В чем его задача и каковы вообще предпосылки для его проведения?
- Фестиваль – это один из результатов той работы, которую мы проводим в России с 2019 года в рамках национального проекта "Образование" и, в частности, федерального проекта "Успех каждого ребенка". Он предполагает, что за шесть лет в стране будет создано более 1,35 млн новых мест в образовательных организациях всех типов для реализации дополнительных общеразвивающих программ.
Сейчас на фестивале соберутся более 400 обучающихся и педагогов из 45 регионов страны, с которыми мы подведем промежуточные итоги этой работы, посмотрим, в каких регионах наиболее активно развивается система дополнительного образования детей, обменяемся опытом.
Ребята расскажут, каких успехов достигли в области культуры, науки и спорта, примут участие в мастер-классах и лекциях профильных экспертов, смогут подключиться к работе по созданию новых совместных межрегиональных проектов.
Перед педагогами, которые примут участие в фестивале, стоит задача выработать предложения по доработке и обновлению содержания существующих в настоящее время программ дополнительного образования. Надеюсь, что в конечном итоге это позволит нам внедрить новые, современные актуальные программы, которые будут интересны детям.
- Какие задачи стоят перед федеральным проектом "Успех каждого ребенка" и каких результатов в целом ждут от создания новых мест дополнительного образования?
- Правительством поставлена задача – создать систему выявления, поддержки и развития способностей и талантов детей и молодежи. Каждый ребенок должен иметь возможность при достаточном желании и усердии начать свой путь к успеху и стать высококлассным специалистом вне зависимости от того, где он сейчас живет – в селе или мегаполисе.
И эту задачу как раз должны помочь решить создаваемые места дополнительного образования. Здесь представлены шесть направленностей – туристско-краеведческая, естественно-научная, физкультурно-спортивная, художественная, социально-гуманитарная, техническая.
Здесь есть и другая сторона. Если говорить совсем простым языком, то новые места дополнительного образования в учебных заведениях – это аналог "продленки", то есть возможность занять детей чем-то после того, как закончились уроки. Только это "умная" продленка, которая позволяет детям заниматься любимым делом, осваивать новые навыки, заниматься чем-то полезным по дополнительным образовательным программам.
- Как происходит формирование новых мест дополнительного образования и как региону стать участником мероприятия?
- Новые места создаются для детей в возрасте от 5 до 18 лет. Но нужно понимать, что наш Федеральный центр дополнительного образования и организации отдыха и оздоровления детей решением министерства просвещения РФ выступает федеральным оператором проекта. То есть не мы принимаем решение, где эти места создавать. Инициатива должна исходить из конкретного региона.
В идеале это должно выглядеть так: родители в курсе, что есть такой проект, и направляют заявки в школы о том, чем их дети хотят заниматься. После обработки эти данные школы направляют в муниципалитеты, муниципалитеты – в субъекты. Субъект обрабатывает заявки от всех муниципалитетов и подает заявку в Минпросвещения России. Она рассматривается, и регион становится участником проекта. Ему выделяются деньги на приобретение высокотехнологичного оборудования и создание новых мест под дополнительные общеразвивающие программы.
А вот ремонт и брендирование помещений, набор специалистов и их зарплаты ложатся уже на бюджет субъекта. То есть власти регионов должны быть заинтересованы в том, чтобы вкладывать бюджетные средства в "человеческий капитал": в создание условий для развития, самоопределения, выбора будущей профессии подрастающего поколения.
- Какие регионы России наиболее активно участвуют в проекте?
- Субъекты по-разному относятся к этой программе. Например, абсолютный лидер – это республика Дагестан, в которой очень активно развивается мероприятие по созданию новых мест дополнительного образования. В этом году в республике создается 76 тысяч новых мест. В 2021 году большой рывок также сделал Крым.
Но нужно понимать, что если регион не заявлен в программе, это не значит, что в нем ничего не делается. Есть и такие, в которых ведется активная работа, но власти справляются сами, без помощи федерального правительства. Это Москва, Санкт-Петербург, Татарстан.
- Игорь Владимирович, в настоящее время есть какие-то предварительные итоги работы проекта в 2021 году? Сколько создано мест и по каким направлениям?
- Надо сказать, что всего с 2019 по 2024 годы на создание новых мест из бюджета РФ выделяется 10 миллиардов рублей. Это без учета софинансирования из бюджетов регионов-участников проекта.
В нынешнем году в общей сложности 24 субъекта страны получили субсидии на сумму более двух миллиардов рублей. Это позволит создать до конца года свыше 380 тысяч новых мест дополнительного образования в 2,5 тыс. образовательных организаций.
В настоящее время идет набор обучающихся. На 1 ноября на новые места уже зачислено более 383 тыс. детей, которые будут проходить обучение по 4,4 тыс. различных программ дополнительного образования. По нашим данным, наибольшим спросом пользуются художественное, техническое, естественно-научное, физкультурно-спортивное направления. Но нужно понимать, что некоторые дети проходят обучение сразу по нескольким программам.
Что касается неравномерного распределения детей по направлениям, то это зависит во многом от различных факторов, доступности и выбора родителей. Например, техническое направление часто выбирают из-за возможности познакомиться и работать на высокотехнологичном оборудовании.
- Создание такого большого количества новых мест дополнительного образования и программ обучения требует и квалифицированных специалистов. Где регионы находят педагогов, которые обучают детей?
- Как показывает практика, педагогов на новые места активно привлекают из педагогических вузов. Зачастую это студенты старших курсов, иногда уже магистранты и даже аспиранты, которые имеют возможность преподавать и обладают необходимыми знаниями и навыками.
Кроме того, в рамках федерального проекта "Успех каждого ребенка" предусмотрено ежегодное повышение квалификации для сотрудников образовательных организаций, на базе которых создаются новые месте. В 2021 году повышение квалификации прошли более 6 тысяч человек из 45 регионов России.
Важно, чтобы педагоги использовали новые формы и методы обучения, современные технологии, востребованные образовательные программы. Ведь мы хотим, чтобы миллионы российских детей, независимо от места проживания, занимались наукой, творчеством, спортом, участвовали в региональных, всероссийских и международных конкурсах и соревнованиях.