Отдых в Крыму и на Кубани: несите ваши денежки

Interfax-Russia.ru - Пандемия коронавирусной инфекции заставила большинство россиян взглянуть на курорты юга России с небывалым интересом. Краснодарский край и республика Крым в летнем сезоне ожидают принять рекордное количество отдыхающих, уже забронировано более 80% номерного фонда.

Отдых в Крыму и на Кубани: несите ваши денежки
© РИА Новости. Виталий Тимкив

Туристический ажиотаж вследствие закрытия популярных международных направлений и запущенной правительством программы кэшбэка в итоге привел к двукратному повышению стоимости гостиничных услуг в сравнении с доковидным периодом, отмечают опрошенные "Интерфаксом " эксперты. Тем самым любители бюджетного отдыха остались "за бортом".

Кратный рост цен на размещение в отелях этих регионов привлек внимание Федеральной антимонопольной службы, однако решений пока вынесено не было. Региональные власти обеспокоены ситуацией, сетуют на отсутствие механизмов регулирования, отмечая, что отельеры сегодня "убивают курицу, несущую золотые яйца".

ЗОЛОТЫЕ ДНИ ОТЕЛЬЕРОВ

Как сказал "Интерфаксу" член президиума Альянса туристических агентств, гендиректор сети турагентств "Розовый слон" Алексан Мкртчян, цены на гостиничные услуги в Краснодарском крае и в Крыму в летнем сезоне 2021 года выросли вдвое по сравнению с "доковидным" 2019 годом.

"В сравнении с 2019 годом Крым вырос в 2,5 раза, Краснодарский край - в 2 раза. Эти цены легко проверить. Приведу пример: на начало августа гостиница Radisson Collection Paradise (Сочи) на неделю на двоих стоит 311 тыс. руб. без завтраков. В доковидный период отдых бы обошелся в 150 тыс. рублей. И так практически везде. Выросли отели любой звездной категории. Не может пройти без последствий массовое закрытие популярных направлений отдыха - Турции, Египта, Греции, Кипра. Европа вся закрыта, Грузия. Пока это все закрыто, российский юг поднимает цены, и это абсолютно закономерно. В условиях отсутствия конкуренции, естественно, сервис падает, а цены растут", - сказал Мкртчян.

Кратно выросли цены и на бюджетный отдых. "Бабушка Зина" в Архипо-Осиповке в 2019 году брала 1 тыс. рублей в сутки за свою комнату в домике, а теперь берет 2-2,5 тыс. рублей. То есть вырос и частный сектор", - подчеркнул Мкртчян.

По его словам, в действительности не на руку отдыхающим и разработанная программа туристического кэшбэка.

"К сожалению, кэшбэк поднимает цены (на гостиницы - ИФ). Отельеры после ввода программы автоматически подняли цены на 20%, намеренно пропустив то, что людям эти 20% не возвращаются. А многие люди просто не понимают, что государство возвращает за отдых не более 20 тыс. рублей. То есть, если отель стоит 300 тысяч, то государство вернет не 20% от этой суммы, а только 20 тыс. рублей", - подчеркнул он.

По данным администрации Сочи, наибольший рост цен отмечается в сегменте 4-5 звезд, а это более 100 отелей курорта.

"Многие отели в данном секторе подняли цены в среднем на 70-90%. В ряде объектов цена за номер в сутки вдвое выше цены 2019 года. При этом 40% от общего числа отелей сегмента 4-5 звезд работают под управлением международных гостиничных операторов, таких как Accor, Radisson Hotels Group, Hyatt, Marriott Hotels & Resorts, Louvre Hotels, Suites & Resorts. Именно сетевые отели применяют в своей работе так называемое динамическое ценообразование, когда цена номера зависит от спроса", - подчеркнули в администрации курорта.

ОЦЕНИМ САМИ

"Интерфакс" решил самостоятельно сравнить цены на отдых на популярных курортах Черноморского побережья.

Так, семье из трех человек (двое взрослых с ребенком) недельный отдых в Сочи (6 ночей) в Hyatt Regency Sochi категории 5* в июле обойдется в 384 тыс. рублей. Трехзвездочный апарт-отель "Бревис" предлагает разместиться за 120 тыс. рублей без питания, а отель Sanremo by Undersun категории 3* - за 161 тыс. рублей (завтрак включен). Согласно данным портала Booking.com, санаторий "Золотой колос" категории 4*, расположенный в центре Сочи, в период с 5 по 11 июля будет стоить 514,8 тыс. рублей (отдых по системе "всё включено"), санаторий "Черноморье" 5* - 338 тыс. рублей.

В Адлере в отеле Radisson Blu Resort & Congress Centre 5* стандартный номер с видом на горы можно забронировать на 6 ночей за 148,8 тыс. рублей, улучшенный семейный номер в отеле "Гамма Сириус" 3* обойдется в 93,9 тыс. рублей, Modart Olimpic 3* - в 61,2 тыс. рублей. Номер в частной гостинице на эти даты обойдется семье примерно в 5 тыс. рублей в сутки.

В Геленджике с 5 по 11 июля в отеле "Метрополь" категории 5* за улучшенный двухместный номер придется заплатить 328 тыс. рублей, в четырехзвездочном гостиничном комплексе "Дача" полулюкс с балконом будет стоить 130 тыс. рублей. Цены номеров в частных гостиницах начинаются от 4 тыс. рублей в сутки, в частном секторе без удобств - от 2,5 тыс. рублей.

Недельное пребывание (6 ночей) в Ялте в отеле "Ялта интурист 4*" семьи из трех человек обойдется примерно в 150 тыс. рублей, в отеле "Ореанда 5*" - от 173 тыс. рублей, в отеле Mriya Resort & SPA 5* - от 250 тыс. рублей, отель "Ливадийский" категории 3* будет стоить 117 тыс. рублей.

Трехзвездочную гостиницу "Грей Инн" в гораздо менее популярной Феодосии можно забронировать от 7,4 тыс. в сутки в июле-августе, чуть ниже цены в поселковых гостевых домах - около 3 тыс. рублей.

СПРОС РОЖДАЕТ ПОВЫШЕНИЕ

По мнению Мкртчяна, в большей степени повышение стоимости гостиничных услуг носит спекулятивный характер, но есть и объективные факторы: рост НДС до 20%, удорожание стройматериалов для проведения ремонтных работ в гостиницах.

"Призывать отельеров понизить цены бесполезно, потому что работают рыночные законы. Чтобы понизить цены, есть только один рыночный способ - резко открыть большинство массовых направлений, тогда цены на российском юге упадут на 30-40% моментально", - сказал эксперт.

Он подчеркнул, что спрос на российские курорты будет всегда, даже по таким спекулятивным ценам. "У нас очень много невыездных людей, много алиментщиков, должников перед государством. А все эти люди имеют семьи, и в итоге эта многомиллионная армия людей, которая всегда будет отдыхать в России", - добавил Мкртчян.

Вместе с тем, председатель Крымской гостиничной ассоциации Сергей Маковей опасается, что отели Крыма потеряют значительное количество отдыхающих в послековидный период.

"Некоторые объекты спекулятивно очень серьезно подняли цены, от чего мы не становимся привлекательнее. Я переживаю, что когда уйдет ковидный период, мы потеряем достаточно большое количество туристов, так как сейчас зарабатываем на рейтинг дорогого курорта, в некоторых случаях - необоснованно дорогого. Но и объективные причины есть. Например, динамическое ценообразование в крупных отелях. Повлиять на эту ситуацию могло бы развитие конкуренции, так как Крыму остро не хватает гостиниц трех-пяти звезд", - сказал Маковей.

По мнению министерства курортов и туризма Краснодарского края, сегодня существует мало рычагов влияния на ценовую политику отелей. "Мы убеждаем бизнес, что нужно мыслить стратегически. Да, можно в этом году "срубить" лишнюю копейку, но тогда на следующий год туристы, которые переплатили за услуги, к нам точно не приедут. Фактически сегодня мы хотим зарезать курицу, которая завтра будет нести золотые яйца", - отмечают в министерстве.

Власти Сочи отмечают, что отели применяют в своей работе так называемое динамическое ценообразование, когда цена номера зависит от спроса. Механизмов регулирования "извне" стоимости оказания услуг сетевыми отелями нет.

"Безусловно, данная ситуация обусловлена дефицитом свободных мест в отелях и санаториях города. На сегодняшний день мы понимаем, что спрос превышает предложение. Чтобы в дальнейшем избежать подобных рисков, в конце апреля мы провели совещание с отельерами, в ходе которого им было предложено расширить перечень бесплатных дополнительных услуг, дополнить анимационные программы, предусмотреть комплименты в номера. На постоянной основе проводить работу над улучшением качества оказания гостиничных услуг", - сказала директор департамента курортов и туризма администрации города Светлана Батяйкина.

Вместе с тем, по словам генерального менеджера курортного комплекса Mriya Resort & SPA (Ялта) Беллы Геворгян, тарифная сетка утверждается каждый год примерно в сентябре-октябре. "В течение года мы ее не меняем. Но у нас политика динамического ценообразования - при определенной загрузке цена меняется. Повышение цен было на 25%. Но мы, например, открыли японский сад, парк развлечений, винный парк. Добавляются какие-то услуги, и с этим связан рост", - подчеркнула она. В настоящее время загрузка в Mriya Resort & SPA составляет около 100%.

Отель More Spa & Resort (Алушта) сообщил о повышении стоимости услуг на размещение из-за проведенной реновации.

"У нас было повышение цен в марте 2021 года в связи с проведенной реновацией отеля и повышением уровня категорий номеров 2/3 номерного фонда. По нашим наблюдениям, многие объекты в Крыму подняли цены после появления информации о закрытии авиасообщения с Турцией. Мы не стали делать ничего подобного, так как считаем, что это некорректная реакция на подобную ситуацию", - сообщил представитель отеля. На летний сезон More Spa & Resort забронирован более чем на 80%, что значительно превышает показатели 2020 года.

ЦЕНЫ СДЕРЖИТ КОНКУРЕНЦИЯ?

Как сообщил "Интерфаксу" вице-губернатор Краснодарского края Александр Руппель, руководство региона столкнулось с негативной реакцией отдыхающих на очень дорогой отдых на курортах после майских праздников и сейчас прорабатывает комплекс мер, позволяющих повлиять на ситуацию. Лидерами по жалобам ожидаемо стали Сочи и Анапа. Причем это касается самых разных сторон отдыха, начиная от размещения в отелях, стоимости блюд в ресторанах и кафе и заканчивая лежаками на пляжах.

"Да, бизнес хочет компенсировать потери 2020 года, но нам нужно смотреть в будущее: подобная алчность в дальнейшем приведет к тому, что турист будет выбирать другие направления отдыха. По моему поручению краевое министерство курортов, туризма и олимпийского наследия уже начало проработать правовые, административные, информационные меры, которые окажут влияние на эту ситуацию. Параллельно мы ведем работу в этом направлении с Федеральной антимонопольной службой, сейчас отбираем объекты, завысившие цены. Уполномоченные контрольно-надзорные органы дадут оценку правомерности повышения цен и примут соответствующие административные решения", - сказал Руппель.

Вместе с тем, он подчеркнул, что оперативные меры реагирования позволят только временно снять вопрос, но чтобы решить проблему, необходим системный подход.

"По примеру мировых лидеров курортной индустрии - держать ценообразование "в узде" можно, если предложение превышает спрос, если на рынке есть здоровая конкуренция по цене и качеству, а у туриста - возможность сравнивать и выбирать. Нам нужно насыщать рынок, приглашать новых инвесторов в курортную отрасль и предлагать им комплексное сопровождение и ряд преференций. Именно по этому пути идут ведущие международные центры туризма - наши прямые конкуренты", - подчеркнул он.

ПОЗИЦИЯ ФАС

Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю проводит проверки по жалобам на повышение стоимости гостиничных услуг на курортах региона, однако конкретных решений пока принято не было.

"В последней декаде апреля - первой декаде мая в управление поступило три жалобы от граждан по поводу повышения цен на гостиничные услуги на курортах края. Все жалобы касались повышения стоимости на услуги гостиниц в городе-курорте Сочи. В настоящее время проводятся проверки в отношении двух гостиниц. Проведение проверок еще не завершено, решения по их результатам соответственно не принимались", - сообщили "Интерфаксу" в управлении.

УФАС по Республике Крым и Севастополю намерено сравнить цены на размещение в гостиницах полуострова в течение последних 4 лет.

"По поручению ФАС России направлены ценовые запросы хозяйствующим субъектам, оказывающим гостиничные услуги на территории Республики Крым и города Севастополя, для дальнейшего сравнения динамики цен на отдых в 2018-2021 годах. Вопрос о возможности принятия мер антимонопольного реагирования будет рассматриваться по результатам анализа полученной информации", - отмечал в апреле руководитель крымского УФАС Евгений Костюшин.

При этом сообщалось, что жалобы на рост цен на отдых в Крыму в региональное управление Федеральной антимонопольной службы на тот момент не поступали (на новый запрос "Интерфакса" в управлении не ответили). УФАС отмечало, что цены на гостиничные услуги формируются рыночным способом "в результате достижения баланса спроса и предложения". Колебание цен является нормой для рынка туристических услуг, так как он конкурентный.

СЕЗОН С РЕКОРДАМИ

В министерстве курортов Краснодарского края сообщили, что в период с мая по сентябрь курорты региона посетят 10 млн человек, из них 8 млн - за три летних месяца. "Эти ожидания вполне сопоставимы с показателями предыдущих лет, до ковидных ограничений. Подогревают спрос и программы туристического кэшбэка, и ограничения на выезд за границу", - подчеркнули в министерстве.

В настоящее время глубина бронирования достигает 5 месяцев, на высокий сезон уже забронировано порядка 89% номерного фонда региона. Наиболее высокий процент бронирований приходится на санатории (97%) и отели "4-5 звёзд", в том числе работающие по системе "все включено" (98%). Такие отели расположены в основном в Сочи, Анапе и Геленджике.

По прогнозам Мкртчяна, всего курорты Кубани и Крыма в 2021 году посетят 26 млн отдыхающих.