Interfax-Russia.ru — Сибирские ученые опознали кабана на одном из самых высокогорных образцов наскального искусства. Это помогло им определить примерный период создания рисунка.
Специалисты Института археологии и этнографии Сибирского отделения Российской академии наук (ИАЭТ СО РАН, г. Новосибирск) и Института геологии и минералогии им. В. С. Соболева (ИГМ, г. Новосибирск) СО РАН идентифицировали животных, изображенных древними людьми в гроте Шахты в Восточном Памире в Таджикистане.
Как сообщает издание СО РАН "Наука в Сибири", наскальные рисунки в гроте Шахты обнаружила группа Памирской экспедиции АН СССР под руководством Вадима Ранова в 1958 году. Они расположены на высоте около 4200 метров над уровнем моря и на сегодняшний день считаются одним из самых высокогорных памятников наскального искусства.
"Изображения представляют собой сцену охоты, выполненную красным минеральным пигментом в архаично-натуралистическом стиле, для них нет прямых параллелей среди других памятников Памира и соседних территорий", — уточняется в статье.
Первооткрыватели предварительно отнесли памятник в гроте Шахты к мезолиту — раннему неолиту (8-5 тыс. до н.э.), но его точный возраст установить так и не удалось. При этом данные о древних стоянках человека в Восточном Памире указывают на то, что шахтинские изображения могут быть гораздо старше.
Для начала исследователи сопоставили внешние морфологические особенности животных на петроглифах с современными кабаном и бурым медведем. Оба этих вида обитают на Памире, поэтому они с равной вероятностью могли выступать объектами для изображения. Специалисты изучили силуэты животных и пришли к выводу, что в гроте все-таки изображен кабан, а не медведь.
"Анализ (…) показал, что типичные черты кабана изображаются чаще. На всех трех практически не видна шея — голова почти сразу переходит к холке и передним ногам, есть плавно спускающийся лоб без резкого изгиба. Уши изображений 1 и 3 явно треугольные, а морда — клиновидная. Медвежьи особенности, включая закругленные уши и прямоугольную морду, показаны на изображении 2, хотя следует отметить, что его морда плохо сохранилась", — цитирует издание старшего научного сотрудника ИАЭТ СО РАН Лидию Зоткину.
Кроме того, ученые сравнили пропорции изображенных животных и их реальных прототипов: современных диких кабанов из Таджикистана и Прибайкалья и бурых медведей из Средней Сибири и Костромы. В частности, специалисты взяли за основу такие параметры, как длина тела (измеряется от кончика носа до основания хвоста), высота в холке и длина головы, и посмотрели, как они соотносятся между собой.
Также памирские наскальные рисунки сравнили с изображениями бурого медведя и кабана из сибирских памятников наскального искусства.
В результате исследователи пришли к выводу, что на двух рисунках изображен кабан, а третье изображение можно считать чем-то промежуточным между диким кабаном и медведем, потому что оно сочетает типичную для медведя форму морды и округлые уши, но в то же время шею, клык и туловище, характерные для кабана.
"Возможно, по задумке древнего художника этот образ сочетал в себе обоих животных, либо изображение было перерисовано — пока непонятно, сразу во время создания или впоследствии", — говорится в сообщении.
Затем ученые сопоставили содержание петроглифов с данными о составе фауны Восточного Памира в позднем плейстоцене и раннем голоцене (около 11,8 тыс. лет назад). В это время там преобладали дикие бараны и козы (их костей обнаружено больше всего), встречаются также останки сайгака, северного оленя, медведя, лисы, зайца, сурка, мыши и птиц. А вот для дикого кабана климатические условия этой местности в тот период совсем не подходили, да и имеющиеся данные о распространении этого животного в позднем плейстоцене также указывают на то, что на Памире он тогда не встречался.
"Опираясь на палеонтологическую информацию, археологи пришли к выводу, что, скорее всего, наскальные рисунки в Шахтинском ущелье были сделаны в голоцене. Однако недостаточный объем информации по раннему и среднему голоцену региона не позволяет установить время, когда кабан обитал на Памире", — говорится в публикации.
Отмечается, что исследование проводилось в рамках гранта Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ) "Наскальная живопись Восточного Памира: хронология, атрибуция, контекст".
Вместе с тем, в прошлом году экспедиция Института археологии и этнографии СО РАН изучила уникальные наскальные изображения так называемого минусинского стиля, которые большую часть времени затоплены Красноярским водохранилищем.
"По сравнению с более поздними изобразительными традициями, это наскальное искусство отличается высокой степенью натуралистичности. Древние художники создавали удивительно выразительные изображения, каждое из которых уникально и при этом передает безошибочно узнаваемый образ животного", — сообщили в институте.
Часть петроглифов стала доступной благодаря значительному снижению уровня воды в водохранилище.
В пресс-службе ИАЭТ "Интерфаксу" уточнили, что изображения, выполненные в минусинском стиле, впервые были выявлены еще в 1970-е годы, но их окончательной датировки нет.
"Решению этой проблемы и посвящен исследовательский проект "Древнейший изобразительный пласт в хронологии наскального искусства Минусинской котловины: междисциплинарное исследование по материалам минусинского стиля", выполняемый при поддержке Российского научного фонда", — отметили в пресс-службе.
Самые ранние возможные датировки относятся к эпохе палеолита, самые поздние — к эпохе бронзы, ученые планируют использовать самый широкий диапазон методик, чтобы определить, когда же древние люди создавали эти рисунки.
"Это и естественнонаучные методы, и исследование, какие животные водились в регионе в разные эпохи, и многое другое", — добавил представитель ИАЭТ.
Как сообщает интернет-энциклопедия Красноярского края, Минусинская (или как ее еще называют — Хакасско-Минусинская) котловина представляет собой большой древний межгорный прогиб, ограниченный с востока Восточным Саяном, с запада — Кузнецким Алатау, с юга — Западным Саяном, а с севера — невысоким хребтом Арга.
Как полагают специалисты, котловина появилась в девонском периоде — то есть примерно 410–360 млн лет назад — именно в то время здесь началось устойчивое длительное погружение поверхности. Тогда же произошло и дробление складчатого скального фундамента на отдельные блоки, что привело к разъединению отдельных участков котловины, в целом сохранившемуся до настоящего времени.
Слагающие Минусинскую котловину древние породы — песчаники, сланцы, известняки, алевролиты, граниты, гнейсы, порфириты — неоднократно подвергались действию тектонических сил и образовывали то складчатые, то глыбовые горы. Под влиянием внешних сил — ветра, воды, колебаний температуры — горы разрушались, при этом более плотные породы осыпались медленнее. Так возникло характерное для Минусинской котловины разнообразие форм рельефа — широкие равнины, холмы, увалы, мелкие сопки и низкогорья.
На территории Минусинской котловины свои следы оставили представители самых разных эпох — от палеолита до Средневековья. Так что ученые уже не один десяток лет исследуют местные могильники и остатки жилищ, рудники, оросительные каналы, руины крепостей, а также наскальные рисунки и каменные изваяния.