Сибирь / Точка зрения 10 февраля 2023 г. 14:30

Планы на Сибирь

Interfax-Russia.ru – Власти утвердили новую стратегию социально-экономического развития Сибири. Эксперты считают, что документ нуждается в доработке.

Планы на Сибирь
© РИА Новости. Александр Кряжев

Достичь показателей

 

Власти РФ утвердили новую стратегию социально-экономического развития Сибирского федерального округа (СФО) до 2035 года. Соответствующее распоряжение 26 января подписал премьер-министр Михаил Мишустин. В соответствии со стратегией, объем инвестиций в основной капитал предприятий, работающих на территории макрорегиона, к 2030 году может превысить 30 трлн рублей.

Планируется, что уже в 2023-2024 годах объем инвестиций в основной капитал округа только по инвестиционным проектам составит 2,6 трлн рублей (в прогнозе — его увеличение до 4,9 трлн рублей). Плановое значение на период с 2023 по 2030 годы — 6,7 трлн рублей. Прогнозируемый объем инвестиций в основной капитал округа в целом к 2030 году — 30,3 трлн рублей, указано в приложении к стратегии.

При этом, согласно документу, в прогнозируемых и планируемых показателях капиталовложений в экономику СФО не учитываются бюджетные средства — речь идет только о частном инвестировании.

Новая стратегия социально-экономического развития Сибири предполагает реализацию инвестпроектов в рамках восьми индустриальных кластеров во всех регионах округах: "Нефть и газ", "Лес, лесопереработка и лесохимия", "Драгоценные металлы", "Переработка алюминия", "Туризм", "Сельское хозяйство и пищевая промышленность", "Цветные и редкоземельные металлы" и "Уголь".

В частности, акцент делается на устойчивое развитие агропромышленного комплекса с помощью проектов в сфере животноводства и растениеводства, развитие приоритетных туристских территорий и инфраструктуры, создание комплексов по глубокой переработке древесины (а именно — строительство целлюлозно-бумажных комбинатов закрытого цикла), наращивание производства продуктов металлообработки, а также реализацию проектов по развитию железнодорожного транспорта.

Стратегия включает три этапа. Первый — с 2023 по 2025 год — предусматривает реализацию проектов, находящихся в высокой стадии готовности. Второй этап – с 2026 по 2030 год – предполагает трансформацию социально-экономического развития сибирских регионов. И третий, с 2031 по 2035 год, должен обеспечить выход регионов "на более высокий уровень самодостаточности, а также снижение доли бюджетных инвестиций в инвестиционных проектах". Таким образом, на проектную мощность кластеры, как ожидается, выйдут с 2026 года, а их полное развертывание намечено на 2030-2035 годы.

"Стратегия должна быть актуализирована в 2030 году с учетом оценки достижения национальных целей развития на территории СФО, оценки результатов реализации госпрограмм и изменений социально-экономической ситуации в Сибирском федеральном округе", — отмечается в документе.

В рамках стратегии сформированы два сценария — базовый и целевой. Первый основывается на сохранении действующих направлений политики в сфере социально-экономического развития макрорегиона и завершении уже запущенных инвестиционных и инфраструктурных проектов.

Целевой же сценарий ориентируется на достижение национальных целей развития РФ и предполагает "максимальное достижение социально-экономических эффектов", а также значительное увеличение финансирования программ господдержки (за счет федерального бюджета).

 

О плюсах и минусах

 

Как считает доцент Института экономики, государственного управления и финансов Сибирского федерального университета (СФУ, г. Красноярск) Светлана Самусенко, по своей структуре и формату новая стратегия соответствует требованиям, предъявляемым к таким документам, однако по своему содержанию она больше похожа на программу дальнейшего ресурсного освоения Сибири.

"Что касается сильных сторон документа, это, безусловно, фокус на необходимости стратегического подхода к развитию сибирских регионов, которые в силу исторических особенностей закрепились в роли "национальной и мировой кладовой ресурсов", — сказала Interfax-Russia.ru эксперт.

Эта "ресурсоориентированность", по мнению Светланы Самусенко, формирует базовые проблемы макрорегиона — отток населения, плохое качество окружающей среды, "застревание" в ловушке технологического отставания. Эти проблемы, как отметила эксперт, в документе хорошо отражены и систематизированы.

"Одна из задач стратегии — опережающее развитие Сибири — сформулирована правильно: исследования показывают, что экономика Сибири должна расти опережающими темпами по отношению к национальной экономике для выхода последней из многолетней рецессии", — сказала специалист.

Еще один правильный, по ее мнению, постулат, изложенный в документе, касается использования кластерного подхода как основы экономического развития.

"Это прогрессивный подход, основанный на межотраслевом взаимодействии и межрегиональной кооперации, который при качественной проработке механизмов позволяет вывести отраслевое и региональное развитие на новый уровень за счет синергетического эффекта", — отметила доцент.

В то же время, по словам Самусенко, у новой стратегии развития СФО есть явные минусы.

"Во-первых, в экономическом развитии сделан фокус на сырьевых кластерах – это нефть и газ, цветная металлургия, угольная промышленность, лесопереработка. Развитие этих кластеров планируется обеспечить за счет удлинения технологических циклов и углубления переработки. Но запланировать изменения в отраслях мало, нужны поддерживающие их механизмы, которых в стратегии нет", — сказала собеседница Interfax-Russia.ru.

Так, чтобы построить заводы по глубокой переработке угля, нефти, древесины, алюминия, сжижению газа, нужны не столько инвестиции, сколько технологии, машины и оборудование. При этом, по словам эксперта, в базовых отраслях поставка технологий сейчас блокируется даже странами Азии. Импорт же в Сибирь на 70-90% состоял из продуктов химической промышленности и машиностроения. Причем большая часть машин и оборудования поставлялась "недружественными" странами.

"Найти им замену на других рынках не всегда удается. Здесь бы и сделать фокус на развитии машиностроения в Сибири — это базовая отрасль, драйвер экономики. Тем более что машиностроение на хорошем уровне развито в Томской, Омской и Новосибирской областях. Но такого приоритета нет", — пояснила она.

Помимо этого, по словам Самусенко, приоритеты развития инфраструктуры в новой стратегии сосредоточены в значительной степени на преодолении "узких мест" в экономике: это наращивание энергетических мощностей (как основы металлургии) и  расширение транспортных коридоров в восточном направлении.

"Эта полезная и нужная инициатива приведет к усугублению и так существующих в СФО дисбалансов – она увеличит экономическую мощь корпораций, но в малой степени повлияет на качество жизни населения", — объяснила специалист СФУ.

Также Самусенко считает слишком амбициозным объем инвестиций (16 трлн рублей), который авторы стратегии надеются привлечь в экономику СФО.

"С одной стороны, по оценкам профессионального сообщества, примерно такую сумму нужно вложить в модернизацию инфраструктуры и промышленности Сибири в ближайшие 7–8 лет, чтобы достичь опережающего экономического роста. С другой стороны, в финансово благополучном 2021 году инвестиции в основной капитал сибирских регионов составили 228 млрд руб. А стратегия предлагает вкладывать ежегодно в 5–6 раз больше", — сказала она, отметив, что источники этих инвестиций не понятны.

Эксперт пояснила, что предприятия, столкнувшиеся с санкционным давлением и потерей рынков, не имеют сейчас таких ресурсов развития, а из консолидированного бюджета РФ на поддержку всей национальной экономики в 2021 году было направлено чуть больше 7 трлн руб., и в ближайшие годы бюджет, с высокой долей вероятности, будет дефицитным.

"Наконец, самая проблемная часть стратегии — социальная. В целевых показателях относительно "социальный" один – прирост числа рабочих мест. К 2035 году он должен составить 500 тысяч. Но итоги Всероссийской переписи населения показывают, что за период между двумя переписями (с 2010 по 2021 годы) 10 регионов Сибири потеряли 384 тыс. постоянного населения, тогда как сокращение трудоспособного населения составило 1,042 млн. человек", — сказала доцент.

Это значит, что население Сибири в целом стремительно стареет, а молодые, амбициозные и хорошо образованные люди отсюда уезжают.

"Кто будет замещать рабочие места? Как удержать качественный человеческий капитал? Как омолодить население? Это серьезные социальные программы и задачи, но механизмы их решения даже не упоминаются в стратегии", — подчеркнула доцент Института экономики, государственного управления и финансов СФУ.

Помимо прочего, по ее словам, люди уезжают из Сибири и из-за плохого состояния окружающей среды, однако, никакого акцента на решении экологических проблем в документе так же не сделано.

"Более того, дальнейшее наращивание мощности сырьевых производств, а именно это нас и ждет в ближайшие годы, только усугубит экологические проблемы", — уверена доцент.

Самусенко также отметила, что стратегия стала большой неожиданностью для научного сообщества Сибири.

"Она не обсуждалась с населением регионов. Отсюда и досадные ошибки в тексте, такие как задача развития добычи и переработки редкоземельных металлов, к которым отнесены тантал, литий и ниобий, не входящие в соответствующую группу элементов", — подчеркнула ученый.

Таким образом, как считает специалист, позитивных изменений в развитии Сибири в ближайшем будущем ожидать не стоит. По ее мнению, уже начатые инфраструктурные и инвестиционные проекты в базовых отраслях, скорее всего, будут завершены в срок, но они не создадут технологического прорыва и не заложат основы новых технологических укладов.

"Экономика Сибири будет развиваться в прежнем русле ресурсного освоения. Это сформирует прочный экономический фундамент и обеспечит наполнение бюджетов. При этом значимого улучшения качества жизни населения и экологической обстановки я бы ожидать не стала", — сказала она.

Как полагает Самусенко, чтобы изменить застарелые паттерны ресурсного освоения Сибири — необходимо сделать акцент на технологическом развитии, в том числе, на поддержке собственного сектора науки и образования, углублении кооперационных связей между наукой и промышленностью.

"Это позволит развивать собственные технологии и обеспечит технологический суверенитет", — сказала она.

Кроме того, по мнению ученого, государству нужно изменить текущую кластерную политику, а также в значительном объеме инвестировать в программы реиндустриализации обрабатывающих производств: приборостроения, электроники, тяжелого машиностроения.

"Наконец, наибольшего внимания и инвестиций требует хронически недофинансированная социальная сфера: это коренное преобразование облика малых и средних городов Сибири, откуда из-за низкого качества среды идет постоянный отток населения; вложения в программы увеличения рождаемости вторых и следующих детей; специальные программы льготного приобретения жилья для желающих жить в Сибири; инвестиции в образование и здравоохранение", — подытожила собеседница Interfax-Russia.ru.

Ранее по тем же причинам новую стратегию социально-экономического развития СФО до 2035 года раскритиковали губернатор Новосибирской области Андрей Травников и председатель СО РАН академик РАН Валентин Пармон.

Между тем, как считает научный руководитель Института региональных проблем Дмитрий Журавлев, не стоит путать стратегию с планом.

"Стратегия – это, скорее, картинка, тоже очень нужная, но нужно понимать, что она именно приоритеты описывает. (…) Те, кто его критикует, исходят из советской традиции, что стратегия — это план, обязательный к выполнению", — сказал он Interfax-Russia.ru.

Журавлев также отметил, что понимает, почему в стратегии делается упор именно на сырьевую базу.

"Экспорт сырья гораздо легче осуществлять, чем экспорт готовой продукции (…) И тут (чиновники – ИФ) идут путем наименьшего сопротивления (…) Рядом Китай, Китай наше сырье купит, и нам думать особо не потребуется", — сказал он.

При этом специалист согласен с тем, что нынешняя стратегия, возможно, не будет способствовать созданию большого количества новых рабочих мест в СФО.

"Сырьевая экономика не требует много работников. Включить в экономический процесс большое количество людей не удастся, если мы базируемся на сырье", — сказал он.

Обозреватель Наталья Пономарева