Interfax-Russia.ru — Археологи нашли в Новосибирской области пять нетронутых захоронений. Среди погребального инвентаря обнаружили украшения, элементы одежды и быта, похожие на скифские.
Ученые Института археологии и этнографии (ИАЭТ) Сибирского отделения Российской академии наук (СО РАН) обнаружили в Венгеровском районе Новосибирской области сразу пять нетронутых захоронений с артефактами, напоминающими скифские.
"Нам фантастически повезло (...) можно сказать, впервые в практике раскопок таких курганов, а их на территории Западной Сибири раскопано довольно много, было обнаружено пять непотревоженных захоронений. Это редкая удача, здесь были найдены замечательные совершенно предметы, в том числе из бронзы и из золота", — сообщил журналистам заведующий отделом археологии палеометалла ИАЭТ Вячеслав Молодин.
В частности, в женских захоронениях были найдены головные уборы, различные сосуды, украшения (в частности, шейная гривна — изделие в виде обруча, носившееся на шее) и бронзовое зеркало.
"Также была найдена совершенно замечательная скульптурка кабана костяная. Ее назначение не вполне понятно, но такие же фигурки, из золота, правда, встречены в скифских захоронениях на западе. Так что это отголоски этой западной цивилизации, которую удалось нам обнаружить в Барабинской лесостепи", — добавил ученый.
Как уточнила доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института археологии и этнографии СО РАН Людмила Мыльникова, все пять не разграбленных захоронений находились в одном кургане.
"Всего в нем зафиксировано 22 захоронения, для саргатской культуры — это очень редкий случай. По предварительным данным антропологов, всего в кургане захоронено 25 человек, в том числе четыре ребенка, для них пол не может быть определен на основании маркеров антропологии", — рассказала ученый Interfax-Russia.ru.
Также специалисты пока не смогли определить пол пяти взрослых индивидов. При этом они установили, что в могиле N9 находятся останки мужчины и ребенка, а в погребении N6 — мужчины и двух детей. Всего, по словам Мыльниковой, в кургане были найдены останки 10 женщин, 7 мужчин и 3 детей.
"Предварительно возраст раскладывается так: мужчины от 30 до 50 лет, женщины от 20 до 50 и более лет, дети — около 1 года; 3 лет и 8-9 лет. Надо подчеркнуть, что из мужских погребений не ограблено только одно, поэтому трудно говорить о социальном статусе погребенных по неполным данным. Но из не ограбленных выделяется погребение N13 — женское", — уточнила она.
Как пояснила ученый, захороненная здесь женщина — единственная принадлежит к представителям европеоидной расы, остальные — носители восточного одонтологического комплекса.
"У этой женщины было украшение редкое для представителей саргатской культуры — гривна, и у нее же найдено костяное изображение кабана. Мы называем этот курган с его находками — элитным (не царским!), то есть люди, здесь захороненные, отличались чем-то от основной массы населения", — рассказала ведущий научный сотрудник ИАЭТ СО РАН.
По словам специалиста, в настоящее время раскопки кургана N51 завершены.
"Этот памятник — Усть-Тартасские курганы — известен с конца 18 века, а впервые раскопки на нем были проведены в 1825-1826 годах Сергеем Михайловичем Чугуновым. В то время курганов насчитывалось 250, и сегодня — это самый крупный могильник саргатской культуры раннего железного века", — подчеркнула Людмила Мыльникова.
Ученый отметила, что найти не разграбленные курганы большая редкость.
"В Западной Сибири почти все курганы ограблены. В 2022 года удача дружила с нами", — сказала собеседница Interfax-Russia.ru.
Как сообщалось, исследования ДНК кочевников Евразии скифской эпохи (до 1 тыс. лет до н.э.) подтвердили генетическое родство между скифами северного Причерноморья и обитателями юга Сибири этой эпохи.
"Несмотря на огромное географическое расстояние, между западными и восточными кочевниками на протяжении скифской эпохи зафиксированы многочисленные генетические контакты. Они объясняют появление в генофонде западных кочевников I тыс. до н.э генетических компонентов, свойственных населению восточной Евразии. Другими словами, палеогенетика подтверждает высокую мобильность кочевого населения степей скифской эпохи", — сообщала пресс-служба Института археологии и этнографии СО РАН.
По мнению исследователей, интенсивными контактами степных кочевников как раз и объясняется универсальность их материальной культуры в скифскую эпоху (в том числе, и скифской триады) на всей территории их распространения.
"Генетические контакты сопровождались распространением культуры", — пояснили в ИАЭТ.
Для генетического анализа специалисты института использовали останки скифов из Волго-Донского региона (III в. до н.э.), сарматов с Южного Урала (Покровка, V в. до н.э.), древних кочевников Восточного Казахстана (IХ-VII в. до н.э.), носителей тагарской культуры из Минусинского бассейна (V в. до н.э.), а также материалы из памятника Аржан-2 (Тува, VI в. до н.э.). При этом более половины палеоантропологического материала для исследования ученые получили из памятников пазырыкской культуры, расположенных в горах российского, казахстанского и монгольского Алтая.
Пазырыкская культура относится к железному веку (VI-III вв. до н.э.), а ее носители обитали на смежных территориях нынешней России (Горный Алтай), Казахстана и Монголии. Для погребений этой культуры характерны так называемые "замерзшие могилы", где в толще древнего льда сохраняются предметы из органических материалов (дерева, кожи, ткани), а также забальзамированные тела людей.
"Исследования выявили бесспорные свидетельства независимого формирования генетического состава древних кочевников скифской эпохи, населявших западную и восточную части Евразийского степного пояса (мультирегиональное происхождение)", — отметили в ИАЭТ.
Группе исследователей также удалось выяснить, что из современного населения к западным кочевникам скифской эпохи наиболее близки некоторые группы, проживающие на Кавказе, в Причерноморье и в Центральной Азии (Алтай, Саяны). А группы, имеющие определенное генетическое сходство с восточными кочевниками скифского времени, распространены среди кочевого (в недавнем прошлом) тюркоязычного населения.
Протяженность территорий, которые населяли кочевники скифской эпохи, составила более 3,5 тыс. километров — от Тувы, Горного Алтая и Минусинской котловины (алды-бельская, пазырыкская и тагарская культуры) до Северного Причерноморья (классические скифы).
Многочисленные популяции ранних кочевников I тыс. до н.э. принято связывать со скифской культурой, которая имеет ряд характерных отличительных черт ("скифская триада"): специфический оружейный комплекс, элементы конского снаряжения и узнаваемый "звериный стиль" искусства.
Наиболее ранними представителями скифского мира, согласно свидетельствам Геродота, долгое время было принято считать кочевников Северного Причерноморья, живших около VII в. до н.э. Однако после обнаружения в Туве более древних памятников скифского типа появилась центральноазиатская теория возникновения этой культуры.
Также нетронутое скифское захоронение в кургане Чинге-Тей 1 в Туве в текущем году обнаружила экспедиция Эрмитажа. Как сообщили в музее, могила молодого мужчины, по всем признакам относящегося к представителям высшей знати или именитого воина, не была разграблена в предшествующие эпохи и сохраняет массу важной научной информации о деталях погребального обряда элиты номадов скифского времени.
Среди погребального инвентаря воина был набор оружия (кинжал-акинак, чекан, лук в налучье и колчан со стрелами). Облачение и колчан покойного украшали многочисленные золотые бляшки в виде тигров, выполненные в "зверином стиле" и стилистически пересекающиеся с находками из царского кургана Аржан-2.
"Однако тот факт, что в погребальном наряде использованы штампованные, а не литые изделия из золота, часть из которых подвергалась ремонту, позволяет сделать вывод о том, что открыто не царское захоронение, а могила представителя скифской высшей знати. После Аржана-2 подобное открытие в археологии Тувы сделано впервые", — говорится в сообщении музея.
(https://www.hermitagemuseum.org/wps/portal/hermitage/news/news-item/news/2022/news_221_22/!ut/p/z1/pVJdb4IwFP01eyS9tEjxsWEMozLjHBP6QiogdpGirIP9_JUZs4d9GLcmbU7Tc--5954ijhLElehkJbRslNibe8rdbMGYaxMfpuEMXGAh4AWLMAkDFz0hjvheVShtXwd4yGWBUrF1BN0Q1xp71LYcMaB8vLFIkeOSkoIWBQzsXOmD3qF0V7a11KIqbyBvlC6VvgFV9i_nEwPGJ5xhbJuN1pcK4-YZflgMTDy_REmNBP2UgNgJgHmre5vOHRtmpoZOlj2KVdPWZlSrK9uffFEI78Jb08R46XvOAkM8-k5h7UfZMg4eTOzfxn5BlP6zrenHWH8xxnwp-Xw8cmbsH7x-0yi53n-TBbeRH1WmOKF3llTbBiUDAyUD-4TP7ENde6S2ErDSadf3j5M6iwIy2ndzxt4BLEKXsA!!/dz/d5/L2dBISEvZ0FBIS9nQSEh/?lng=ru)
Раскопки кургана Аржана-2 открыли миру более 20 кг золотых изделий бытового и культового характера, выполненных в "зверином стиле" с высочайшим ювелирным искусством. Основная часть коллекции находится в Национальном музее Республики Тува, небольшая часть предметов представлена в Эрмитаже, где осуществлялась реставрация и научная обработка всех материалов памятника.