Сибирь / Точка зрения 21 июня 2022 г. 13:04 обновлено 21 июня 2022 г. 13:36

Обещал возместить

Interfax-Russia.ru — Экс-замглавы Росприроднадзора Олег Митволь, арестованный по подозрению в хищении средств для строительства красноярского метро, заключил досудебное соглашение со следствием и готов возместить ущерб.

Обещал возместить
© РИА Новости. Максим Блинов

Вернуть украденное

 

Бывшего замглавы Росприроднадзора, экс-префекта Северного административного округа Москвы, а ныне председателя совета директоров АО "КрасноярскТИСИЗ" Олега Митволя задержали 10 июня в столичном аэропорту "Внуково", когда тот собирался вылететь с семьей на отдых в Турцию. В этот же день Центральный райсуд Красноярска арестовал его на один месяц и 17 дней.

"Центральный райсуд Красноярска избрал меру пресечения председателю совета директоров АО "Красноярский ТИСИЗ" Олегу Митволю, подозреваемому в совершении преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 159 УК РФ (мошенничество в особо крупном размере) в виде заключения под стражу сроком по 24 июля 2022 года", — сообщил журналистам сотрудник пресс-службы краевого суда.

По его словам, экс-чиновника подозревают в хищении более 900 млн рублей, выделенных на строительство метро в Красноярске.

Строительство красноярского метрополитена началось 27 лет назад — в 1995 году, но впоследствии из-за отсутствия финансирования работы были свернуты, а недостроенные тоннели и три станции законсервированы. В марте 2019 года губернатор Красноярского края Александр Усс заявил о выделении 1 млрд рублей из федерального бюджета на развитие метро. Эти деньги впоследствии направили на корректировку проекта первой линии метрополитена.

В декабре 2019 года Митволь, который является председателем совета директоров АО "КрасноярскТИСИз", заявил, что проектно-сметная документация (ПСД) передана в Главгосэкспертизу. Тогда стоимость строительства первой очереди оценивалась в 64 млрд рублей. После этого сообщалось, что проект возвращен на доработку.

В июле 2021 года вице-премьер правительства РФ Марат Хуснуллин по итогам встречи с Александром Уссом сообщил, что красноярский метрополитен может быть построен к 2025 году.

А в феврале текущего года Хуснуллин отмечал необходимость завершения начатых проектов метро в Челябинске, Нижнем Новгороде, Новосибирске и Красноярске.

Адвокаты Митволя обжаловали его арест, однако Красноярский краевой суд оставил решение первой инстанции без изменений.

"Красноярский краевой суд, рассмотрев предоставленные материалы и выслушав стороны, постановил оставить постановление Центрального районного суда Красноярска без изменения, а апелляционные жалобы адвокатов без удовлетворения", — сообщили в пресс-службе суда 21 июня.

На судебном заседании адвокат Митволя просил смягчить своему подзащитному меру пресечения, ссылаясь на то, что он заключил со следствием досудебное соглашение. Также в качестве аргументов юрист сообщил, что на попечении у экс-чиновника находятся трое иждивенцев: мать-инвалид, малолетняя дочь и неработающая жена. Помимо этого адвокат заявил, что его подзащитный готов добровольно возместить ущерб, а также за него согласны поручиться депутатов Госдумы РФ Александр Хинштейн и Олег Савченко. Прокурор, в свою очередь, напомнила, что ущерб нанесен бюджету, а Митволя задержали в аэропорту при попытке вылететь за рубеж, значит, он может скрыться. Также она отметила тяжесть преступления.

Ранее о том, что Митволь заключил досудебное соглашение, говорил и Хинштейн.

"Не хочется верить в фабулу обвинения (фальсификация проектной документации на строительство Красноярского метро — ИФ), но и не верить невозможно. Сегодня (20 июня — ИФ) Олег (Митволь — ИФ) сам заключил сделку с правосудием (досудебное соглашение). Это означает, что он признает свою вину и намерен изобличить других людей, причастных к совершению преступлений", — написал Хинштейн в своем телеграм-канале.

 

Мнение экспертов

 

Юристы оценили перспективы Олега Митволя после заключения досудебного соглашения со следствием. Так, по мнению адвоката, старшего партнера Адвокатского бюро ZKS Андрея Гривцова, такой шаг, скорее всего, поможет экс-чиновнику добиться более мягкого приговора суда.

"При заключении досудебного соглашения о сотрудничестве наказание не может превышать половины от максимального, предусмотренного конкретной статьей уголовного кодекса. То есть, если в данном случае речь идет о мошенничестве в особо крупном размере, наказание не может превышать 5 лет лишения свободы. Освобождение от наказания досудебное соглашение не влечет, то есть в любом случае в данной ситуации речь пойдет о каком-то наказании", — сообщил эксперт Interfax-Russia.ru.

Впрочем, по его словам, у досудебного соглашения есть и минусы. Заключив такое соглашение, подсудимый уже не сможет доказывать собственную невиновность, равно как и рассчитывать на оправдательный приговор суда.

"Правильность же стратегии защиты всегда показывает результат. Если он будет лучше и комфортнее для Митволя, чем для его возможных соучастников, то обвиняемый принял стратегически верное решение. С человеческой точки зрения решение дать на кого-то показания обсуждать бессмысленно, так как это моральный выбор конкретного человека, зависящий от множества факторов", — пояснил Гривцов.

С мнением своего коллеги в целом солидарен и адвокат, руководитель практики уголовно-правовой защиты бизнеса МКА "Князев и партнеры" Алексей Сердюк. Однако, по его мнению, все будет зависеть от того, выполнит ли Митволь условия соглашения.

"На данном этапе однозначно о последствиях заключения досудебного соглашения говорить затруднительно. Все будет зависеть от того, исполнит ли Митволь взятые на себя по соглашению обязательства, что предстоит оценить сначала прокурору, а затем и непосредственно суду. Если обязательства будут выполнены, то, согласно действующему законодательству, он сможет рассчитывать как минимум на гарантированное смягчение наказания: не выше половины от наиболее строгого вида наказания, т.е. не более 5 лет лишения свободы", — пояснил он Interfax-Russia.ru.

В свою очередь управляющий партнер юридической фирмы "Интеллектуальный капитал" Роман Скляр отметил, что одним из условий заключенного судебного соглашения является активное содействие подозреваемого раскрытию преступления, содействие розыску имущества (в том числе денежных средств), добытых в результате преступления и разоблачение других участников преступления.

"Кроме того, необходимо понимать, что само по себе заключение досудебного соглашения не гарантирует его фактическое исполнение как со стороны подозреваемого, так и со стороны прокурора. То есть если обвиняемый не будет активно содействовать раскрытию преступления, будет сообщать те сведения, которые следствию уже известны из других источников, то досудебное соглашение с ним может быть расторгнуто. И в этом случае он будет не вправе рассчитывать на те условия, на которые он рассчитывать при заключении соглашения", — уточнил Скляр Interfax-Russia.ru.

Обозреватель Наталья Пономарева​​​​​​​