Interfax-Russia.ru — Подержанные японские иномарки подешевели в Новосибирске. Эксперты полагают, что так рынок реагирует на снижение спроса.
Цены вниз
Стоимость подержанных праворульных иномарок снизилась в мае на авторынке Новосибирска. Речь идет о машинах, которые привозятся с японских торгов на вторичную перепродажу в нашей стране.
"Цена аукционных автомобилей складывается из стоимости при покупке на торгах, затрат на транспортировку во Владивосток, включая дилерскую комиссию, таможенные госпошлины. В частности, 5-летняя Toyota Corolla Fielder с полуторалитровым агрегатом на японском рынке продается на 50% дешевле конечной стоимости. Оставшуюся часть суммы в России накидывают за пошлину. При возрасте авто от трех до пяти лет пошлина за доставку получится ниже", — сообщает портал Carsweek.ru.
Так, по данным интернет-ресурса, за модель с 0,7-литровым агрегатом госпошлина в настоящее время составляет 89 тыс. рублей, с литровым мотором — 131 тыс. рублей, с 1,8-литровым двигателем — 387 тыс. рублей, а с 2-литровым мотором — 464 тыс. рублей. При возрасте модели старше пяти лет за агрегат с рабочим объемом на 1,8 литров нужно отдать уже 541 тыс. рублей.
"Если сравнивать с концом этой зимы, то цена на хэтчбек Honda Fit с 1,3-литровым агрегатом 2018 года производства упала с 916 тыс. рублей до 832 тыс. рублей. 5-летний минивэн Honda Stepwagon с передним приводом, полуторалитровым мотором и автоматической коробкой передач в мае предлагается за 1 млн 330 тыс. рублей вместо 1 млн 492 тыс. рублей в феврале. Кей-кар Daihatsu Move с 0,7-литровым двигателем 2018 года производства доступен за 675 тыс. рублей вместо прежних 723 тыс. рублей", — отмечается в заметке.
Как полагают в Ассоциации "Российские автомобильные дилеры" (РОАД), в данном случае рынок реагирует на снижение покупательской активности.
"Плюс, праворульные иномарки у нас с каждым годом пользуются все меньшим спросом", — сказали Interfax-Russia.ru в организации.
В конце марта специализированный портал "Дром" сообщал, что подержанные машины на аукционах в Японии начали дешеветь после ухода российских покупателей и подорожания морских перевозок.
"С 24 февраля 2022 года практически все импортеры автомобилей перестали брать заказы на приобретение праворульных авто с аукционов Японии. Сейчас на аукционах Японии цены на авто начали снижаться, так как две трети машин не продаются. Во-первых, ушли российские покупатели, традиционно делавшие кассу, во-вторых, из-за роста цен на топливо подорожали морские перевозки", — отмечал портал.
Как сообщалось, в марте средняя стоимость подержанного японского автомобиля в России выросла на 15% и составила 1,3 млн рублей. За последние четыре года спрос на машины с правым рулем, по данным портала, не уменьшался, но и значительного роста не было.
Эксперты "Дрома" полагают, что импорт подержанных праворульных автомобилей может возрасти при условии взимания пошлин в рублях по фиксированному курсу.
"Если пошлины зафиксируют в рублях по курсу февраля 2022 года, то импорт праворулек сильно вырастет и вполне может составить конкуренцию ушедшим с рынка автопроизводителям. В ситуации, когда производители новых авто массово покидают российский рынок, может сильно вырасти популярность подержанных праворульных авто", — поделился своим мнением аналитик портала Игорь Олейников.
По данным опроса "Кризис на авторынке — повод для возрождения правого руля?", проведенного автопорталом в марте, большинство респондентов скептически относятся к предположению о доступности праворульных машин. Из них 43% респондентов считают, что возрождению спроса на японские авто с пробегом помешает высокий курс валют, 17% видят сложности из-за пошлин, а 9% — из-за санкций.
Треть опрошенных считают, что популярность автомобилей с правым рулем вырастет.
Во Владивостокской таможне "Интерфаксу" при этом уточнили, что с начала года было оформлено более 20 тыс. машин.
"Количество ввезенных автомобилей через таможню в 2022 году: январь — 9072, февраль — 10029, 1-9 марта — 2320", — заявили в пресс-службе.
По одному из трех сценариев
Что касается рынка новых легковых автомобилей, то, как полагают эксперты из маркетингового агентства Russian Automotive Market Research (НАПИ), ситуация, скорее всего, будет развиваться по одному из трех сценариев: базового, оптимистичного или пессимистичного. Во всех случаях необходимо учитывать следующие негативные факторы, которые уже оказали или будут оказывать в ближайшем будущем влияние на авторынок.
Так, первым "ударом" стали экономические санкции в отношении РФ, введенные после 24 февраля. В первую очередь речь идет о ввозе микроэлектроники и комплектующих для автомобильной промышленности.
"В результате российские заводы АвтоВАЗ на производственных площадках в Тольятти и Ижевске, Renault в Москве, Hyundai-Kia в Санкт-Петербурге, Nissan в Москве, Toyota в Санкт-Петербурге, "Автотор" в Калининграде, "Мазда Соллерс" во Владивостоке, "ПСМА РУС" в Калужской области, Volkswagen Group Rus в Калуге и Нижнем Новгороде, УАЗ и ряд других предприятий с конца февраля — начала марта были вынуждены приостанавливать свое производство в связи с перебоями в поставках комплектующих", — говорится в пресс-релизе НАПИ.
Помимо этого, из-за санкций многие зарубежные автомобильные бренды (такие как: Nissan, Toyota, Mitsubishi Volkswagen, Mazda, Skoda, BMW, Mercedes-benz, Audi, Jaguar, Land Rover, Lexus) временно прекратили поставки импортируемых автомобилей в РФ.
Также в середине марта ЕС и США ввели эмбарго на поставки в Россию предметов роскоши, в том числе дорогих машин. А в начале апреля аналогичное решение было принято и властями Японии.
Второй фактор, который негативно сказался на российском рынке новых легковых автомобилей, — это локдауны из-за COVID-19 в Китае.
"Ограничения в связи с пандемией COVID-19 в Китае в течение 2022 года могут привести к перебоям поставок комплектующих для российского завода Haval и других производителей на территории РФ, использующих компоненты китайского производства, а также сокращению импорта китайских автомобилей в Россию. Все это приведет к новым простоям производства и увеличению дефицита автомобилей на российском рынке", — говорится в прогнозе НАПИ.
Также на рынок влияет и ухудшение макроэкономической ситуации в РФ в целом. В частности, по прогнозам ЦБ РФ российский ВВП в 2022 году может сократиться на 8-10%, а темп инфляции к концу года может составить 17,5% (сейчас он 17,8%).
"Рост инфляции приводит к снижению реальных доходов населения и падению совокупного спроса в экономике. Часть покупателей отложат крупные покупки (включая приобретение автомобиля)", — отмечается в пресс-релизе.
Негативно скажется на автомобильном рынке и подорожание автокредитов в связи с увеличением ключевой ставки Банка России по сравнению с 2021 годом (с 29 апреля 2022 года она составляет 14% — ИФ).
Так, по информации Национального бюро кредитных историй (НБКИ), которую приводят эксперты НАПИ в своем прогнозе, в апреле 2022 года в России было выдано 20,8 тыс. автокредитов, что на 80,7% меньше чем в апреле 2021 года. Одновременно с автокредитами подорожал и автомобильный лизинг, что негативно отразилось на покупках автомобилей юридическими лицами.
Кроме того, к падению спроса на новые легковые автомобили в России приведет их подорожание из-за усложнения логистических цепочек поставок и дефицита комплектующих для производства машин, а также прекращения действия государственных программ льготного автокредитования и лизинга.
"Учитывая, что данные программы существенно поддержали рынок в предыдущие годы, их прекращение станет дополнительным фактором, способствующим снижению продаж новых легковых автомобилей", — уверены авторы исследования.
Вместе с тем, к негативным факторам можно причислить и повышение стоимости владения автомобилем (выросли цены на запчасти, шины, обслуживание), что может также негативно повлиять на принятие решений о покупке новых автомобилей в 2022 году.
Помимо этого, в период кризиса часть потребителей переключится с покупки новых автомобилей на приобретение подержанных, в том числе завезенных по "серому" импорту. При этом, как полагают эксперты, количество предложений подержанных автомобилей на рынке может постепенно сокращаться, так как после продажи подержанного автомобиля, его бывшему владельцу станет проблематично приобрести новый.
Тем не менее, в прогнозе отмечается, что существуют также факторы, позволяющие сгладить негативные тенденции на рынке новых легковых автомобилей в 2022 году. Среди них: легализация параллельного импорта (в перечень разрешенных брендов попали Land Rover, Jaguar, Bentley, Hummer, Tesla, Mercedes-Benz, Maybach, Lexus, Infiniti, Lamborghini, Ferrari, Aston Martin, Porsche, Rolls-Royce, Maserati, Bugatti, Toyota, Volkswagen, Skoda, BMW, Renault, Audi, MINI и Nissan), сохранение на рынке российских, южнокорейских и китайских брендов.
Базовый сценарий прогноза предполагает, что санкции против РФ сохранятся до конца текущего года, "АвтоВАЗ" продолжит производство простых комплектаций автомобилей и начнет производство Renault Duster под брендом LADA в 4 квартале 2022 года в небольших объемах (до 800 автомобилей в месяц), а южнокорейские и китайские бренды во 2 полугодии 2022 года смогут наладить логистические цепочки для поставок автомобилей и комплектующих в Россию и сохранят объемы продаж на уровне или чуть ниже апрельских показателей. Легковые автомобили, поставки которых на территорию РФ запрещены, будут завозить в страну по параллельному импорту в небольших объемах. Российская экономика до конца 2022 года будет находиться в депрессивном состоянии, но без резких спадов.
Согласно оптимистичному сценарию НАПИ, санкции против РФ сохранятся до конца 2022 года, но будут постепенно смягчаться, "АвтоВАЗ" нарастит производство простых комплектаций автомобилей и начнет выпуск Renault Duster под брендом LADA в 4 квартале 2022 года в существенных объемах (свыше 800 автомобилей в месяц), а южнокорейские и китайские бренды во 2 полугодии 2022 года смогут наладить логистические цепочки для поставок автомобилей и комплектующих в Россию и немного нарастят объемы продаж и производства на территории РФ по сравнению с апрельскими результатами, хотя и не смогут выйти на показатели января-февраля. Легковые автомобили, поставки которых на территорию РФ запрещены, будут завозится в страну по параллельному импорту в небольших объемах. Российская экономика до конца года будет находится в депрессивном состоянии, но с улучшением ряда макроэкономических показателей во второй половине года относительно марта-апреля.
Пессимистичный сценарий предполагает, что санкции против РФ сохранятся до конца 2022 года и будут ужесточаться, "АвтоВАЗ" сократит производство даже простых комплектаций автомобилей из-за недостатка комплектующих, а выпуск Renault Duster под брендом LADA в 2022 года не начнется. Южнокорейские и китайские бренды во 2 полугодии 2022 года будут сталкиваться с трудностями при поставках автомобилей и комплектующих в Россию и существенно сократят объемы продаж и производства на территории РФ. Легковые автомобили, поставки которых на территорию РФ запрещены, будут завозиться в страну по параллельному импорту в незначительных объемах. Российская экономика до конца 2022 года будет находится в депрессивном состоянии, с ухудшением макроэкономических показателей во второй половине года относительно марта-апреля.
"Согласно базовому сценарию прогноза, продажи новых легковых автомобилей в 2022 году снизятся на 66,95% по сравнению с 2021 годом и составят 454,1 тыс. ед. По оптимистичному сценарию сокращение продаж составит 65,69%, по пессимистичному – 73,92%", — говорится в пресс-релизе.
По данным Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ), по итогам апреля 2022 года в России продали 32 тыс. 706 новых легковых и легких коммерческих автомобилей. Падение относительно апреля 2021-го составило минус 78,5%, или минус 119 тыс. 258 единиц. В тройку самых популярных авто в апреле вошли Lada Granta, Lada Vesta, Lada Niva.
По итогам января-апреля 2022 года падение авторынка России составило минус 43%, в сумме реализовано 293 тыс. 846 автомобилей.