Новосибирск. 5 октября. ИНТЕРФАКС-СИБИРЬ - Ряд российских ученых внесли вклад в работы по сверхкоротким, аттосекундным (в одну миллиардную миллиардной доли секунды) лазерным импульсам, сообщил руководитель тематической группы газового анализа лаборатории физики лазеров Института автоматики и электрометрии СО РАН Александр Аполонский журналистам в четверг.
"В этой Нобелевской премии имеется сильный российский след", - сказал он.
Аполонский отметил, что в частности, речь идет о работе Леонида Келдыша 1965 года по ионизации газа, на которую ссылаются все ученые, работающие в области "аттосекундной физики", а также о ряде российских работ по генерации высоких гармоник света.
Тем не менее, отметил он, определяющий вклад в развитие этой тематики внес Ференц Краус, в лаборатории у которого сам Аполонский проработал 20 лет.
"Вклад Крауса - определяющий, наверное, 60%", - сказал ученый.
Он отметил, что его задача в лаборатории Крауса заключалась в создании лазера, способного генерировать импульсы с необходимыми параметрами и отражающей оптики для электронов с энергией на уровне 1 электрон-вольт. "Если бы этот лазер не был сделан, вся аттосекундная физика не смогла бы развиваться", - сказал он.
Аполонский также отметил, что в полном объеме тематика физики сверхкоротких импульсов "неподъемна в России"
"Она настолько сложна и настолько дорога, что, на мой взгляд, просто неподъемна. Единственная группа, которая где-то близко - это группа Алексея Желтикова в МГУ", - сказал он.
Использование аттосекундных импульсов, генерируемых с помощью ультрафиолетового излучения, отметил Аполонский, позволит в перспективе управлять химическими реакциями на уровне атома в молекуле и создать высокопроизводительные устройства, в которых вместо электронов, как в современной электронике, будут работать фотоны.
В перспективе, сказал он, возможно создать еще более короткие (зептосекундные, в тысячу раз более короткие, чем аттосекундные) импульсы, используя рентгеновское или гамма-излучение.
"Такой техники пока нет", - сказал ученый.
"Зептосекундная физика связана с движениями внутри (атомного - ИФ) ядра, масштаб еще меньше и все процессы происходят очень-очень быстро", - сказал Аполонский. Он добавил, что в результате можно будет влиять на ход ядерных реакций на уровне отдельных атомов.
Как сообщалось, Нобелевкую премию по физике 2023 года получили Пьер Агостини (Pierre Agostini), США, Ференц Краус (Ferenc Krauz), Германия, и Анн Л'Юилье (Anne L'Huillier), Швеция за экспериментальные работы, которые позволили получить аттосекундные импульсы для изучения поведения электронов в веществе.