Томск. 17 ноября. ИНТЕРФАКС-СИБИРЬ - Вузы в новой системе высшего образования должны готовить как специалистов под текущие задачи, так и под будущие, считает глава Минобрнауки РФ Валерий Фальков.
"Лучший университет должен работать в двух регистрах: он должен одновременно готовить кадры под существующую индустрию и под перспективные потребности - тот рынок труда, которые сформируется через 5-7-10 лет", - сказал Фальков, выступая на II Всероссийском форуме "Преобразование образования", который проходит в Томском госуниверситете (ТГУ).
При этом, по его мнению, задача подготовки кадров под будущие потребности рынка при существующих ограничениях практически невозможна.
"Поэтому надо дать максимальную университетскую автономию некоторым университетам, чтобы они при достаточно хорошим ресурсном обеспечении и тесной связки с лидерами индустрий попробовали часть выпускников школ или тех, кто уже имеет образование, готовить не под ту индустрию, которая сформируется через 5-7 лет. Вполне вероятно, что те, кого вузы будут готовить, будут эту индустрию формировать", - пояснил Фальков.
Он подчеркнул, что подготовка таких специалистов - "высший пилотаж", поэтому "только ведущие вузы могут себе это позволить".
"В нашем представлении в новой системе высшего образования должно быть два типа образовательных программ: 95-98% - под текущие потребности рынка труда, остальные - это работа под перспективные потребности рынка труда", - уточнил глава Минобрнауки.
Он также сообщил, что первые шаги в данном направлении уже реализуются.
"Отчасти наши передовые инженерные школы - это прообраз того, чтобы дать максимальную свободу университетам, соединить их с передовыми компаниями, чтобы они попробовали готовить инженерно-технические кадры по совершенно новым стандартам. Пока это своего рода эксперимент, но если мы это поставим в системе высшего образования, то экономика и компании скажут нам спасибо", - добавил Фальков.
В свою очередь Эдуард Галажинский - ректор ТГУ, участвующего в пилотном проекте по изменению уровней профессионального образования, выступая на форуме, сообщил, что вуз реализует поиск инструментов большей ориентации на рынок труда.
"Такие инструменты как гибкость сроков и результатов обучения, микроквалификации и микростепени, аттестации в разных формах - все, что мы можем сделать, чтобы выпускник уже на втором курсе работал не официантом, а в сфере IT и получал дополнительные квалификации", - уточнил Галажинский.
Также, по его словам, ТГУ занимается созданием новой фундаментальности.
"В нашем понимании - это постановка критического мышления, исследовательского и личностного базиса, на которых потом строится профессионализация. Это профессиональное углубление человека, где ставится способность работать со сложными формами. Например, математика эту способность хорошо ставит", - пояснил ректор ТГУ.
Форум "Преобразование образования" проходит в ТГУ 16-18 ноября. Главная тема - как пилотный эксперимент по изменению уровней профессионального образования, реализуемый на базе шести ведущих вузов России, меняет роль университетов в решении национальных задач развития.
Томский госуниверситет был открыт в 1888 году. Вуз занял шестое место в Национальном рейтинге университетов 2023 года, подготовленном международной информационной группой "Интерфакс", улучшив за год свое положение на две строчки. ТГУ является одним из шести вузов-участников проекта Минобрнауки по трансформации системы высшего образования РФ.