Новосибирск. 14 октября. ИНТЕРФАКС-СИБИРЬ - Ученые Института нефтегазовой геологии и геофизики им.А.А.Трофимука (ИНГГ, Новосибирск) провели серию измерений на сваях железнодорожных мостов и на конструкциях технических сооружений на севере Красноярского края, сообщает ИНГГ.
"Для сбора данных исследователи использовали сейсмические регистраторы, датчики-геофоны и специализированное программное обеспечение", - говорится в сообщении.
Геофизики детально изучили сваи, на которых стоят мосты и здания. Для каждой сваи был определен характер ее закрепления в грунте - с опорой на жесткое основание (скальные грунты, мерзлые породы) или с опорой на талые суглинки.
На некоторых объектах специалисты выявили признаки потери устойчивости свай, в этом случае воздействие микросейсм (микроземлетрясений) на сваи порождает в них собственные колебания, которые по частотам отличаются для нормальных и "проблемных" свай.
"Так частоты собственных колебаний позволяют определить висячее положение сваи и уменьшение несущей способности грунтов под ней вследствие оттаивания многолетнемёрзлых пород", - приводятся в сообщении слова старшего научного сотрудника лаборатории динамических проблем сейсмики ИНГГ Константина Федина.
При этом ученые могут не только определить длину сваи и ее устойчивость, но и примерно указать время, когда можно ожидать появление трещин в расположенных на них зданиях. Для этого нужно создать математическую модель моста или здания и произвести необходимые расчеты.
На "проблемные" объекты ученые рекомендуют устанавливать датчики предупреждения о чрезвычайной ситуации - при изменении частот собственных колебаний сооружения устройство отправит ответственному лицу СМС с уведомлением.
В ближайшем будущем в ИНГГ СО РАН планируют разработать собственную модель датчика со своим же программным обеспечением.