Иркутск. 15 октября. ИНТЕРФАКС - Иркутский государственный университет путей сообщения (ИрГУПС) разработал новый формат подготовки инженеров для транспортной отрасли на основе своего проекта "Инженерные команды", запущенного в прошлом году, сообщил "Интерфаксу" ректор Юрий Трофимов.
"Проект направлен на глубокое погружение студентов в организацию перевозочного процесса на железной дороге в процессе игровой симуляции", - сказал Трофимов.
Он уточнил, что в течение учебного года "инженерные команды" студентов работают над созданием оптимальных жд-маршрутов между ключевыми объектами: завод, терминал, порт, месторождение, вагонное и локомотивное депо. Сначала они проектируют и строят, а затем эксплуатируют железную дорогу.
"В одной команде работают студенты разных курсов и специальностей. Это помогает им понять механизмы взаимодействия служб и организаций железнодорожного транспорта. Вместе они готовят проект, составляют смету, определяют экономическую целесообразность принимаемых решений и в миниатюре строят свой участок железной дороги. После завершения строительства они распределяют между собой роли: локомотивщики, вагонники, путейцы, движенцы - и начинают взаимодействовать с этих позиций", - уточнил Трофимов.
Студенты для строительства используют макеты природного ландшафта, модели подвижного состава и пути. Параллельно проект реализуется в цифровой среде ИрГУПС.
"На базе отечественного программного обеспечения проектируются плоскостные и линейные объекты, проводится имитационное моделирование технологических процессов работы предприятий. Таким образом мы создаем библиотеку проектных и оптимизационных решений, которую в будущем можно использовать для обучения, а самые удачные кейсы - при реализации реальных проектов развития транспортной сети РФ", - отметил ректор.
ИрГУПС запустил пилотный проект "Инженерные команды" в прошлом учебном году. В нем участвовало 120 студентов первых и четвертых курсов четырех специальностей: подвижной состав железных дорог; строительство железных дорог, мостов и транспортных тоннелей; эксплуатация железных дорог; системы обеспечения движения поездов. В текущем году, по словам Трофимова, число участников превысило 200 человек.
"Студенты второго курса, более 80 человек, попросили их повторно включить в "инженерные команды", поскольку новый формат образовательного процесса им более интересен, чем стандартный академический", - уточнил он.
"Промежуточные итоги реализации проекта показали, что наши методики работают, а значит - надо масштабироваться. Проект может стать новой дисциплиной, которая будет вестись на первых двух курсах и охватывать все аспекты железнодорожной сферы. После этого, на третьем курсе, у студентов будет возможность выбрать специализацию в сфере инженерии транспорта", - отметил собеседник агентства.
По словам Трофимова, пилотное название новой дисциплины - "Проектирование транспортной инфраструктуры".
"Внедрение такой дисциплины поможет готовить специалистов на стыке железнодорожных специальностей, которые будут понимать всю цепочку ценностей, создаваемых железнодорожными перевозками. У нашего проекта нет аналогов. В других вузах есть тренажеры и полигоны, но они не охватывают полный цикл перевозочного процесса. В этой связи проект ИрГУПС может быть тиражирован и применен в образовательном процессе других транспортных университетов страны", - считает ректор ИрГУПС.
Иркутский государственный университет путей сообщения - один из ведущих учебных и научно-инженерных центров России в сфере железнодорожного транспорта. В состав университетского комплекса входят головной вуз в Иркутске, два филиала высшего образования в Красноярском и Забайкальском краях, филиал в Монголии и пять филиалов среднего профессионального образования в Иркутске, Красноярске, Чите и Улан-Удэ. Ежегодно ИрГУПС выпускает более 2 тыс. специалистов.
ИрГУПС считается вузом, рожденным БАМом, - он был открыт в Иркутске в 1975 году, через год после начала строительства Байкало-Амурской магистрали, для обеспечения этого масштабного проекта кадрами.