Новосибирск. 22 октября. ИНТЕРФАКС - Специалисты Института археологии и этнографии Сибирского отделения РАН (ИАЭТ, Новосибирск) выявили многочисленные свидетельства использования минеральных красителей древними обитателями Денисовой пещеры на Алтае, у которых для этого были специальные инструменты.
"Отдельную категорию в коллекции из южной галереи составляют артефакты, связанные с производством и использованием красящих веществ. Галька молочно-белого мрамора со следами растирания охры имеет грушевидную форму и линзовидный профиль (...) Фрагмент твердого минерального пигмента темно-бордового цвета оформлен в виде своеобразного карандаша", - говорится в материалах конференции "Знаки и образы в искусстве каменного века", проходящей в Новосибирске 22-24 октября.
"Карандаш" имеет близкое к прямоугольному (субпрямоугольное) поперечное сечение у основания и в центре, трехгранное - в дистальной (самой удаленной от основания).
На одной из поверхностей артефакта зафиксированы следы скобления в виде удлиненных линейных борозд, параллельных и субпараллельных оси изделия, сходящихся к дистальному окончанию. На выступающих участках поверхности изделия отмечены следы заглаженности и тусклой заполировки.
Также найдено несколько экземпляров небольших плиточек более мягкой бордовой породы, которая легко оставляет на бумаге черту красного цвета, остатки похожего красителя в виде гранул размером 2-5 мм залегали на разных участках слоя 11 как рассеяно, так и в виде зон концентрации.
Отмечается, что основная часть предметов, связанных с использованием пигментов, в коллекции из Денисовой пещеры относится к ранней стадии верхнего палеолита, микроскопический анализ персональных украшений из слоев 11.2 и 11.1 в восточной галерее пещеры выявил на 22 изделиях следы охристого пигмента красного цвета.
Большинство из этих украшений содержит остатки охры в виде скоплений, единичных частиц или пятен прокрашивания преимущественно внутри отверстий с одной или двух сторон.
Следы минерального пигмента зафиксированы только на использованных украшениях и отсутствуют на заготовках, в коллекции украшений из слоя 11 в южной галерее пещеры следы окрашивания минеральным красителем светло-красного цвета с розоватым оттенком сохранились в отверстии на подвеске из клыка благородного оленя.
Еще на четырех подвесках из зубов животных следы-остатки охристого пигмента красного цвета зафиксированы в виде отдельных частиц и пятен внутри отверстий с двух сторон.
Кроме того, на одном из этих украшений, а также на подвеске из хризотила и бусине из скорлупы яйца страуса частицы пигментов отмечены внутри борозд от строгания, в трещинах, микровыбоинах и других неровностях микрорельефа на широких сторонах этих изделий.
Микроскопический анализ выявил также следы охры на скульптуре из бивня мамонта, изображающей, предположительно, хищника из семейства кошачьих.
Также в пещере обнаружены фрагменты минерала, который по предварительному определению отнесен к группе сульфатов меди (медного купороса), но на украшениях в коллекции из слоя 11 следы этого красителя не обнаружены, хотя комочки ярко-зеленого цвета из осыпей в зонах оруденения могли привлечь верхнепалеолитических обитателей пещеры своим необычным видом и, возможно, как и охра, все же служили красителем.
"Дальнейшее археологическое и естественно-научное изучение остатков пигментов на изделиях и в отложениях Денисовой пещеры позволит дать детальную характеристику древнейшим на территории Северной и Центральной Азии технологиям производства и особенностям использования красящих веществ", - отмечается в материалах.
Как сообщалось, первые денисовцы появились в Денисовой пещере около 300 тыс. лет назад, однако примерно 130 тыс. лет назад их "генетические следы" из пещеры полностью исчезли и появились лишь спустя несколько десятков тысяч лет. Но это были, судя по ДНК, представители другой популяции денисовцев.
Также в пещере были найдены генетические следы ранних алтайских неандертальцев.
В дальнейшем ученые Института эволюционной антропологии общества Макса Планка (Германия) и ИАЭТ впервые обнаружили ДНК человека современного типа (Homo sapiens) в Денисовой пещере на Алтае в слоях отложений, соответствующих времени возникновения археологической культуры начала верхнего палеолита, т.е. около 45 тыс. лет назад.
По археологическим данным, денисовский человек - самостоятельный подвид древних людей - появился на Алтае после прохождения мощной волны миграции с Ближнего Востока примерно 300 тыс. лет назад. Также в пещере найдены следы неандертальцев, которые обитали на Алтае 50-70 тыс. лет назад, главным образом, в соседних пещерах - Чагырской, Окладникова и Страшной.
Все подвиды древнего человека сосуществовали, могли скрещиваться друг с другом и участвовали в формировании человека современного типа.
По современным представлениям, расселение древних людей по Евразии шло волнообразно: первая волна была связана с миграцией "человека прямоходящего" (Homo erectus) около 2 млн лет назад из Африки, вторая - с распространением так называемого гейдельбергского человека с территории Ближнего Востока около 500-400 тыс. лет назад.
"Гейдельбергский человек" распространялся на территорию Кавказа, Прикаспия, Центральной Азии, скрещивался с потомками "человека прямоходящего", на этой основе сформировались неандертальцы и денисовцы.
Первые Homo sapiens за пределами Африки появились 177-210 тыс. лет назад, их следы обнаружены на территории современного Израиля и Греции, в центральной и Северной Европе они начали жить 50-45 тыс. лет назад, сосуществуя с неандертальцами.
Палеогенетические исследования показали, что у современных жителей Меланезии, Папуа-Новой Гвинеи и аборигенов Австралии сохранилось около 6% генов денисовцев. Современным жителям Евразии около 2-4% генов достались от неандертальцев.