Кемерово. 24 марта. ИНТЕРФАКС-СИБИРЬ - Решение проблемы загрязнения атмосферного воздуха в крупных промышленных центрах Сибири только за счёт промышленности и энергетики не приведёт к кардинальному улучшению ситуации, заявил заместитель технического директора по охране окружающей среды ООО "Сибирская генерирующая компания" (СГК, входит в СУЭК) Константин Кушнир в ходе заседания Общественной палаты Кемеровской области по экологии и охране окружающей среды.
"Энергетика не снимает с себя ответственности, мы понимаем свой вклад в воздействие на окружающую среду и пытаемся найти наиболее оптимальные решения. Но общей чертой является большое число неучтённых выбросов в сибирских городах. Это не только печное отопление, но также ряд малых и средних предприятий, которые переходят на более дешёвые и доступные источники тепла - уголь. Кроме того, имеет место бурный рост индивидуального автотранспорта внутри городов, а значительная часть следующего по федеральным трассам транзитного автотранспорта идёт по улицам городов", - отметил Кушнир, добавив, что пока рост выбросов увязан, главным образом, с работой промпредприятий.
В свою очередь, министр природных ресурсов и экологии Кузбасса Сергей Высоцкий сообщил, что доля автотранспорта в общем объеме выбросов составляет порядка 20%, доля выбросов от печного отопления - около 19%. По данным замглавы Кемерова Дмитрия Березовского, в зимний период доля выбросов частного сектора доходит до 30% в общем объеме, вклад автотранспорта он оценил также на уровне 30%.
По данным участников заседания, в 2019 году выбросы от стационарных источников составляли в Кемерово 55,8 тыс. тонн, в Новокузнецке - 294,2 тыс. тонн. При этом общий объем выбросов в Кемерово составляет порядка 100 тыс. тонн, в Новокузнецке они сократились с 313 тыс. тонн в 2017 году до 277,5 тыс. тонн в 2020 году.
Как отметил Высоцкий, в настоящее время отсутствуют методики расчёта выбросов от печного отопления. "(При расчётах - ИФ) мы брали объёмы сжигаемого (в частном секторе - ИФ) угля и рассчитывали, как будто его пропустили через простенькую котельную. Но у котельной экологический эффект всё-таки есть, а у печки в частном секторе практически нету", - сказал министр, добавив, что, таким образом, эти расчёты "более благоприятные" по сравнению с реальной ситуацией.
В свою очередь, Кушнир отметил, что помимо наличия газоочистного оборудования имеет значение и высота трубы, из которой производятся выбросы. "(Зачастую - ИФ) объяснить жителям, что качество воздуха страдает из-за печного отопления, очень тяжело, так как все видят в основном высокие трубы (промпредприятий, выбросы из которых подвергаются очистке и развеиваются гораздо быстрее - ИФ) (. . .) Основной характеристикой (для атмосферных выбросов - ИФ) являются не валовые выбросы, а вклад в приземные концентрации", - отметил замдиректора СГК.
Участники заседания также сошлись во мнении о том, что имеющихся статистических данных об атмосферных выбросах и качестве воздуха в настоящее время недостаточно, необходимо развивать наблюдательную сеть (пока имеется 6 наблюдательных постов в Новокузнецке и 2 передвижные лаборатории). В свою очередь, Кушнир предложил "стремиться к развитию системы мониторинга качества атмосферного воздуха в крупных городах Кузбасса с возможностью вывода данных наблюдательной сети в режим online". Также в числе предложений СГК - учесть все выбросы в частном секторе, которые пока не учтены, однако выбрасываются на низкой высоте и, по мнению компании, "оказывают наибольшее влияние на качество воздуха". СГК также предложила проанализировать, как дешевле и надежнее снизить выбросы частного сектора, а при рассмотрении схем теплоснабжения в городах Кузбасса сделать приоритетным замещение неэффективных источников тепла на источники, работающие в режиме когенерации (ТЭЦ и ГРЭС, которые одновременно вырабатывают тепло и электроэнергию).
Говоря о работе объектов генерации СГК в Кузбассе, Кушнир отметил, что выбросы загрязняющих веществ сократились со 124 тыс. тонн в 2016 году до 99 тыс. в 2020 году, при этом всё газоочистное оборудование работает с эффективностью не менее 98%, чего, однако, "недостаточно для целей, которые были поставлены президентом в рамках проекта "Чистый воздух". При этом Кушнир подчеркнул, что содержащиеся в выбросах СГК вещества относятся, главным образом, к 3 и 4 классам опасности.
Замдиректора напомнил, что в проработке у компании находятся проекты по замещению котельных мощностями ТЭЦ и ГРЭС в Кемерово, что позволит сократить выбросы как минимум на 150 тонн в год. Кроме того, СГК продолжает проработку проекта по замещению тепловых мощностей Кузнецкой ТЭЦ (656 Гкал/ч, Новокузнецк) мощностями Томь-Усинской ГРЭС, в результате которого также ожидается снижение выбросов.
Кушнир добавил, что с 2020 года СГК реализует проект по замещению 6 угольных котельных в центре г.Белово мощностями Беловской ГРЭС. Как ожидается, в результате выбросы загрязняющих веществ в воздух сократятся на 4,3 тыс. тонн в год, образование золошлаков снизится на 11 тыс. тонн в год.