Омск. 13 марта. ИНТЕРФАКС - Власти Омской области запустили народное голосование по выбору лучшего архитектурного решения аэропорта "Омск-Федоровка" из четырех дизайн-проектов, которые отобрали в среду на открытом совещании архитектурно-градостроительного совета, сообщил корреспондент "Интерфакса".
Всего свои концепции проекта будущего аэропорта презентовали 14 дизайнерских бюро. Семь из них обсуждались в среду в ходе открытого заседания архитектурно-градостроительного совета, для участия в котором были приглашены представители правительства РФ, Минтранса России и Росавиации. Наряду с эстетической стороной проектов экспертами оценивались также такие критерии, как функциональность, удобство, затратность и возможность дальнейшего развития.
Лучшие четыре проекта представлены для голосования в телеграм-канале губернатора Виталия Хоценко, которое будет проводиться до 29 марта.
Открывая совещание архитектурно-градостроительного совета, Хоценко отметил, что областное правительство совместно с инвестором проекта УК "Аэропорты Регионов" подготовили организационную и финансовую модели проекта.
"Президент России поддержал нас, подписал все решения и дал поручения правительству России и министерству транспорта РФ. Сегодня мы рассматриваем предложенные варианты концепции Омского аэропорта. Технические параметры объекта - пропускная способность не менее 3 млн пассажиров в год, взлетная полоса длиной 3,2 тыс. метров и другие показатели одобрены Минтрансом России и Росавиацией", - сказал глава региона.
"Сегодня мы выходим на финишную прямую, приступаем к реализации проекта. Совместно с правительством региона мы проделали большую работу: определили источники финансирования, концессионеров, модели, технические параметры аэропорта. В послании главы государства определены конкретные направления аэропортовой инфраструктуры, что позволит нам в максимально короткие сроки приступить уже к реализации столь значимого проекта", - отметил директор департамента развития инфраструктуры Минтранса России Сергей Дунаев.
Как считает директор по стратегическим коммуникациям УК "Аэропорты Регионов" Евгений Красиков, строительство аэропорта позволит применить самые современные технологии и решения при проектировании и строительстве.
"Строительство современного аэровокзального комплекса, который не только удобный, но и красивый, определенным образом выражает дух региона, является объектом, которым гордятся жители, это безусловно очень важная задача. Для ее решения удалось мобилизовать лучших российских архитекторов, представивших очень достойные, яркие идеи", - сказал Красиков.
Глава региона Хоценко также сообщил, что вместе с комплексом зданий аэропорта "Омск-Федоровка" планируется построить гостиницу и железнодорожный вокзал. Появление этих объектов учитывалось при разработке дизайнерских проектов.
"Железнодорожный вокзал - это на перспективу, по нему решения пока нет, а по гостинице, конечно, хотелось бы, чтобы этот объект появился вместе с аэропортом. И для этого у нас есть потенциальный инвестор. Компания "Основа Холдинг" проявила инициативу. Это местный инвестор, который уже владеет гостиницами в Омске", - сказал Хоценко журналистам, добавив, что предварительно речь идет о пятизвездочной гостинице.
Ранее гендиректор "Аэропортов регионов" Евгений Чудновский сообщил, что новый аэропорт Омска планируется построить по концессионному соглашению с регионом приблизительно за 36 месяцев - в 2027-2028 гг. Комплекс будет возводиться на месте недостроенного аэропорта "Омск-Федоровка". Площадь терминала составит около 30 тыс. кв. м.
В январе глава региона оценил объем необходимых средств в этот проект в 42 млрд руб. "Инвестор строит за свои деньги, но модель предполагает, что за пять лет ему возвращают около 40% средств в виде федеральных и региональных субсидий", - отмечал Хоценко.
"Особенность проекта в том, что это - полноценная концессия и на терминал, и на аэродром - на весь комплекс. С учетом того, что у федерального бюджета в настоящий момент есть проблемы с тем, чтобы финансировать аэродромную инфраструктуру и вкладываться в такие длительные проекты, мы предложили ситуацию, когда мы сами все финансируем, а уже по окончании стройки субъект получает федеральные деньги и рассчитывается с нами в течение нескольких лет", - сказал также Чудновский.
Строительство "Омск-Федоровки" было начато в 1982 году и законсервировано в начале 1990-х. Комплекс недостроенных зданий и сооружений находится в 15 км от границы Омска (в 27 км от центра города). Новый аэропорт планировалось ввести вместо действующего, который расположен в черте города (подконтролен региону, обслужил в 2023 году 1,68 млн человек).
Тема строительства аэропорта за пределами Омска, в том числе, на месте долгостроя, не переставала быть актуальной. В последние годы интерес к проекту проявляли крупнейшие профильные холдинги, включая "Аэропорты регионов" и "Новапорт", но вопрос упирался в дефицит федеральных средств. Например, в 2018 году тогдашний глава Росавиации Александр Нерадько говорил: "В федеральном бюджете средств ни на восстановление, ни на строительство (омского аэропорта - ИФ) сейчас нет. Ведется дискуссия, инвесторы хотят прийти, но это очень капиталоемкое строительство".
В 2019 году сообщалось, что проект "Омск-Федоровка" был одобрен для включения в лист ожидания комплексного плана модернизации магистральной инфраструктуры (финансируется из госбюджета). В 2021 году Омская область подавала заявку на инфраструктурный бюджетный кредит для проекта в 13,8 млрд руб. В конце 2022 года областное правительство заявляло, что проект планируется на концессионной основе, его стоимость оценивалась в 36 млрд руб., из которых порядка 17 млрд руб. предполагалось привлечь у государства.
УК "Аэропорты регионов" управляет аэропортами в Екатеринбурге, Самаре, Нижнем Новгороде, Ростове-на-Дону, Петропавловске-Камчатском, Благовещенске, Новом Уренгое, Саратове, Тобольске, Оренбурге, а также - с февраля прошлого года в Уральске (Казахстан). Компания принадлежит АО "Ретранс", которым владеют бывший топ-менеджер группы "Ренова" Владимир Резер (90%) и менеджмент УК (10%).