Новосибирск. 21 августа. ИНТЕРФАКС - Специалисты Сибирского НИИ авиации имени С.А.Чаплыгина (СибНИА, входит в состав НИЦ "Институт имени Н.Е.Жуковского") и Новосибирского госуниверситета создают цифровую платформу для снижения эксплуатационных издержек авиатехники, сообщил начальник научно-исследовательского отделения усталостной и статической прочности авиационных конструкций Александр Лазненко.
"Совместно с НГУ разрабатывается цифровая платформа накопления данных, на базе которой будут данные об эксплуатации и ресурсе техники накапливаться, обрабатываться и анализироваться, в том числе с использованием систем искусственного интеллекта. Данная система больше направлена на эксплуатацию, на снижение издержек по продлению ресурса, сокращению простоев техники на ремонт и обслуживание за счет возможности прогнозирования состояния авиатехники", - сказал он журналистам.
По его словам, до конца текущего года система будет разработана в рамках СибНИА, со следующего года планируется подключить конструкторские бюро.
"Сейчас в эксплуатации есть несколько самолетов, которые практически в режиме реального времени передают информацию о своем состоянии, о перегрузках, действующих на борту (...) это движение в сторону цифровых двойников, когда есть математическая модель, описывающая самолет или вертолет, и, получая данные с эксплуатации, с наработки, с перегрузок, мы можем моделировать все это и учесть реальный ресурс машины", - сказал он.
Лазненко уточнил, что сейчас авиатехника эксплуатируется с привязкой к "моточасам" независимо от того, летела машина в спокойном воздухе, в грозу или совершила жесткую посадку.
Соответственно, ресурс техники, которая эксплуатировалась в более мягких условиях, можно будет продлевать без дорогостоящих процедур ремонта или замены агрегатов, добавил он.
Со своей стороны директор Центра по взаимодействию с органами власти и индустриальными партнерами НГУ Александр Люлько сообщил, что в университете создается совместная с СибНИА молодежная лаборатория, также НГУ планирует реализовать проект по системам интеллектуального управления беспилотников без использования навигационных систем - ГЛОНАСС и GPS.