Новосибирск. 29 августа. ИНТЕРФАКС - Специалисты Института теоретической и прикладной механики СО РАН (ИТПМ, Новосибирск) приступили к экспериментам на малой климатической аэродинамической трубе для изучения обледенения, сообщил научный сотрудник ИТПМ Андрей Шмаков журналистам на форуме "Технопром-2024" в Новосибирске в четверг.
"Скорости набегающего потока находятся в диапазоне от 5 до 50 м/с, температура - от минус 30 до комнатной, труба представляет собой замкнутый контур, в котором с помощью проточного теплообменника охлаждается воздух, в рабочую часть устанавливается модель, на которую мы хотим посмотреть, в форкамеру перед рабочей частью впрыскивается вода с контролируемым дисперсным составом", - сказал он.
Труба имеет размеры в поперечнике 360 на 500 мм и 1 тыс. мм в длину, на ней можно исследовать, например, фрагменты крыла.
В зависимости от заданных условий можно изучить, какой именно лед нарастает на модели, затем сделать модель обледеневшего крыла и продуть в обычной аэродинамической трубе - изучить, как меняется подъемная сила, лобовое сопротивление и т.д.
Шмаков отметил, что в своем классе это первая такая климатическая труба в России.
"Это установка университетского класса", - сказал он.
Ученый также сообщил, что на малой аэродинамической трубе уже проведены исследования обледенения беспилотников самолетного типа.
Институт теоретической и прикладной механики им.С.А.Христиановича создан в 1957 году. Учреждение располагает серией аэродинамических установок, среди которых гиперзвуковая аэродинамическая труба АТ-303. Основные направления научной деятельности ИТПМ СО РАН: математическое моделирование в механике, аэрогазодинамика, физико-химическая механика, механика твердого тела, деформации и разрушения.