Нефтяная артерия Сибири. Лихая пора

 В конце 80-х годов Советский Союз лихорадило и в политической сфере, и в социально-экономической - люди из-за низкой зарплаты, отсутствия социальных гарантий и неопределенности будущего эмигрировали за рубеж. По этой причине многие предприятия испытывали кадровый голод, и, следовательно, не могли похвастаться развитием и стабильной работой. К этому времени, несмотря на то, что нефтепровод Александровское - Анжеро-Судженск работал уже около 20 лет, Управление магистральных нефтепроводов Центральной Сибири все еще боролось с последствиями спешки при строительстве магистрали. Возглавлявший тогда предприятие Рафик Бикбавов вспоминает:

 "С 1989 по 1992 год - это было время перестройки, время сухого закона, время, когда люди очень надеялись на изменения жизни в лучшую сторону. К сожалению, оказалось не так. В этот период мы активно занимались диагностикой линейной части нефтепровода. После строительства много было аварий на нефтепроводе. В основном, это ошибки строителей и скрытый брак, дефекты, потому что торопились запустить магистраль ко Дню рождения Ленина".

 Устранить огрехи строителей удавалось довольно быстро - нефтепровод никогда не останавливали более чем на трое суток. К месту предполагаемой поломки заранее стягивали технику и специалистов. За одну остановку, по словам Бикбавова, удавалось ликвидировалось до 20 дефектов - гофры, трещины и другие изменения на нефтепроводе. Для решения этих задач очень кстати пришлось создание "Транснефтью" в Подмосковье современного высокотехнологичного предприятия "Диаскан" по диагностике нефтепроводов. Его специалисты активно работали на нефтяной магистрали. Совместная работа дала свои плоды - к 1992 году серьезных аварий с выходом большого количества нефти уже не было.

"Со временем по настоянию "Транснефти" были изменены строительные нормы и правила (СНИП) - в них вошла диагностика, и без нее нефтепроводы уже нельзя было принять в эксплуатацию. Вот, например, нефтепровод "Восточная Сибирь - Тихий океан". Вы хоть раз слышали, чтобы там была какая-то авария с выходом нефти? Совершенно этого нет, потому что нефтепровод строился уже по-новому, с диагностикой, с новыми требованиями. И люди не торопились, строители относились к этому делу ответственно", - рассказал Рафик Бикбавов.

В конце 1991 года рухнул Советский Союз, президентом РФ стал Борис Ельцин, к руководству страны пришли новые реформаторы: Егор Гайдар, Борис Немцов, Анатолий Чубайс. Россия переходила на новые - рыночные - отношения.

По словам Рафика Бикбавова, тогда было модным выражение "рынок все исправит". В СМИ специалисты утверждали, что рыночные отношения обогатят нашу страну, а власть не должна вмешиваться в частные дела акционерных обществ, и все будет прекрасно.

"К сожалению, ошибались эти люди. Рынком тоже нужно управлять, а в то время этого не было. "Транснефть" не осталась в стороне от новых влияний и стала переходить на рыночные отношения. При правительстве была в это время создана Федеральная энергетическая комиссия – ФЭК. Эта ФЭК и утверждала тарифы на перекачку нефти. В чем это заключалось? Мы ежегодно со своими показателями, затратами, всеми прочими экономическими показателями приезжали в Москву. Но защищались мы не перед комиссией, а перед одним представителем этой организации, и в зависимости от настроения этого человека иногда тарифы повышались очень круто, а иногда наоборот – возвращались ни с чем".

Еще одной непростой для решения задачей для руководства МНЦС был дефицит товаров, актуальный для времен перестройки и нескольких последующих годов. Тогда в условиях сниженного спроса на нефть остро чувствовалась нехватка денежной массы, а в правительстве страны, опасаясь инфляции, не спешили печатать деньги. В обиход вошло понятие "бартер", и за перекачку рассчитывались самой нефтью, ГСМ, или трубоукладчиками, или еще чем-то.

В МНЦС понимали, что работников предприятия, работавших на нефтяной магистрали, нельзя оставлять с тяжелыми временами один на один, поэтому помогали любыми способами.

Василий Степанович Шагаров, с 1989 года возглавлявший линейную производственно-диспетчерскую станцию "Молчаново", рассказал, что нефтеперекачивающие станции, как правило, находятся в сельской местности, и работают на них, в основном, местные жители. Бытовые заботы у них соответствующие, и если картошка не посажена, то уж больно тяжело думать о работе. Поэтому в условиях недостатка в обороте живых денег работники могли рассчитывать на помощь в своем личном хозяйстве.

"У нас был колбасный цех свой, это очень помогало. Или еще, например, надо посадить картошку – выделяли людям технику. Делали очередь: одному вспахать сегодня, второму - завтра. Людям ведь сначала огороды пахать надо, потом сено косить, потом его вывозить. При этом мы технику все время бесплатно выделяли. Кто-то говорил, что надо с людей брать деньги, но я был против. Формально эта мера поддержки была только для работников предприятия, но к нам так или иначе все село причастно", - пояснил Василий Шагаров.

Несмотря на сложную ситуацию в стране, МНЦС удалось не просто сохранить нефтепровод Александровское - Анжеро-Судженск, но и добиться его модернизации. Еще с советских времен по всей стране использовали привода завода "Тулаэлектропривод", вес которых доходил до 600 кг. Их использовали даже на Чернобыльской АЭС, а после аварии эксплуатацию ненадежного и тяжелого агрегата запретили. Министерство общего машиностроения поручило томскому приборному заводу разработать новый привод, который был бы гораздо легче, ремонтируемым, герметичным и самое главное - безотказным. Но перестройка внесла свои коррективы, и разработка нового привода благополучно оказалась "на полке". Тогда Рафик Бикбавов на одной из выставок встретил молодых ученых, которые занимались разработкой нового привода. Эта встреча вылилась в создание дочернего предприятия АО "Транснефть - Центральная Сибирь" - Томского завода электроприводов (ТОМЗЭЛ). Сначала это был один цех со старыми болгарскими и советскими станками, но, спустя некоторое время, закупили современную высокоточную технику, которая позволила создавать надежные и легкие (до 180 кг) привода. На сегодняшний день практически вся "Транснефть" укомплектована томскими электроприводами.

По воспоминаниям Рафика Бикбавова, в середине 90-х, когда многие российские специалисты уезжали из страны, руководство компании понимало, что главным двигателем предприятия являются люди, поэтому на них не экономили:

"При всех трудностях в стране острой кадровой проблемы у нас не было.             Наоборот, обучали людей, и молодежь уже приходила каким-то образом подготовленная к работе. Поэтому и сегодня на предприятии люди работают высококвалифицированные, которые пользуются авторитетом. И это не красивые слова - их с руками и ногами оторвут в любой отрасли".

К "нулевым" ситуация на нефтяном рынке стала выравниваться, и, как следствие, улучшилась жизнь и работников этой сферы:

"Люди понимали, что работа у нас - это хорошее будущее для них и их семей. Во-первых, престижная работа, во-вторых, хорошо оплачиваемая работа. И, конечно, большой социальный пакет. Если у сотрудника день рождения, то внимание ему уделяется как человеческое, так и финансовое. Это же очень здорово. И люди с благодарностью к этому относятся и хорошо работают в ответ на это".

МНЦС отправляли на учебу за свой счет выпускников школ в Тюменский индустриальный институт, а те, получив знания, возвращались работать на предприятие. Многие из них до сих пор трудятся, но уже на руководящих постах.

В 90-е годы МНЦС несколько раз меняло название. В 1992 году Управление магистральных нефтепроводов Центральной Сибири было преобразовано в АООТ "Магистральные нефтепроводы Центральной Сибири", а в 1997 году принимается решение об учреждении ОАО "Магистральные нефтепроводы Центральной Сибири" (ОАО "Центрсибнефтепровод").

Грядущие "нулевые" готовили для "Центрсибнефтепровода" очередные вызовы. В том числе и новые экологические правила для нефтяной промышленности, а также необходимую модернизацию магистрали Александровское - Анжеро-Судженск. Нефтяная артерия приближалась к своему третьему десятку.

Фото предоставлены пресс-службой "Транснефть - Центральная Сибирь"