СибГИУ - старейший технический вуз Кузбасса. О результатах приёмной кампании, новых направлениях обучения и перспективах развития "Интерфаксу" рассказал ректор СибГИУ, доктор технических наук Алексей Юрьев.
- Алексей Борисович, в этом году в СибГИУ поступило рекордное количество абитуриентов - почти 3 тыс. человек. Согласно статданным, такого количества первокурсников в вузе не было с 1980-х годов. По вашему мнению, с чем это связано?
- Да, в этом году мы зачислили на первый курс СибГИУ 2,7 тыс. студентов, в том числе 1,8 тыс. человек будут учиться очно, у остальных - заочная и очно-заочная форма обучения. Таким образом, общее число обучающихся в СибГИУ к 1 сентября достигло рекордного количества - 9,5 тыс. человек. Кроме того, набор в этом году закрыли в одну "волну" - такого нам не удавалось несколько лет подряд.
Считаю, наш вуз соответствует приоритетам поколения зумеров - людей, родившихся в период с 1995 по 2012 годы. Согласно социологическим исследованиям, это поколение только на третье место ставит карьерные перспективы, на второе - доходы, а на первое - стабильность и надёжность. У СибГИУ - 93-летняя история, в вузе несколько научных школ, выстроены крепкие отношения с индустриальными партнёрами, в числе которых - "Распадская угольная компания", "Евраз ЗСМК", "Русал", "Новая горная управляющая компания", "Сибшахтострой", "Сибирская горно-металлургическая компания", "Кузнецкие ферросплавы". Недавно мы подписали соглашение об индустриальном партнёрства с угледобывающей компанией "Колмар".
В настоящее время в рейтинге российских вузов, подготовленном одним из крупнейших интернет сервисов по трудоустройству, СибГИУ занимает 64-е место (первое в Кемеровской области) из 411 технических и гуманитарных вузов РФ. Рейтинг составляется с учётом таких параметров, как стабильность, карьерные перспективы, практикоориентированность, доходы выпускников. Зарплаты наших выпускников уже в первый год после выпуска превышают 60 тыс. рублей.
Около 70% студентов старших курсов СибГИУ работают на предприятиях наших индустриальных партнёров. За период практики ребята настолько "вливаются" в производственные коллективы, что коллективы уже не отпускают их. В свою очередь, вуз даёт возможность учиться и работать одновременно. В первый год после окончания СибГИУ более 80% наших выпускников трудятся исключительно по специальности, 75% из них - в Кузбассе. Также в СибГИУ работает центр "Карьера", который со 2-3 курса знакомит студентов с работодателем. Реальность сейчас такова, что вузы бьются за абитуриентов, при этом число 11-классников снижается. Мы усилили свои ресурсные позиции по приёмной кампании за счёт того, что много работаем со школами, где есть инженерные и педагогические классы, поскольку СибГИУ готовит специалистов по этим направлениям. Наши выпускники-педагоги придут в школы и будут готовить наших будущих студентов, часть которых впоследствии станет инженерами. И мы намерены продолжать эту работу - формировать со школами совместную дорожную карту, обсуждать с партнёрами открытие специализированных инженерных классов, готовы рассмотреть систему льгот, преференций и гарантий для выпускников школ при поступлении в СибГИУ.
- Согласно статданным, новокузнечане составляют до 70% абитуриентов СибГИУ. Откуда приезжают остальные?
- Около 20% приходится на южную агломерацию Кузбасса. Порядка 7% - иностранцы, в основном из стран СНГ, однако появились и первые студенты из Китая, Монголии, Индии. Также в этом году у нас впервые появились абитуриенты из Кемерово и Юрги - городов северной части Кузбасса, и это притом, что в Кемерово работает несколько областных вузов, в том числе технический. Оставшиеся несколько процентов - это жители соседних регионов Кузбасса - Горного Алтая, Алтайского края, Тувы, Хакасии. Есть представители Бурятии и даже Иркутской области.
- Алексей Борисович, оцените уровень подготовки абитуриентов?
- Сегодня проходной балл в СибГИУ по ЕГЭ - 64,2. Считаю, это неплохой показатель, мы на третьем месте в Кемеровской области после Кемеровского медицинского университета и Кемеровского госуниверситета. Вместе с тем, у нас есть желание нарастить проходной балл по ЕГЭ к 2030 году до 70 и, думаю, это вполне по силам. Однако для этого нужно усилить работу со школами, среднеобразовательными учреждениями, индустриальными партнёрами. Сейчас мы вместе с региональными властями пришли к необходимости внедрения "бесшовного" образования, когда формирование профессионального самоопределения у ребёнка начинается чуть ли не с детского сада, а к завершению школы он уже точно понимает, какая профессия ему по душе.
В рамках концепции "бесшовного" образования 1 сентября этого года на базе СибГИУ стартовал образовательный проект "Предуниверсариум" - результат совместной работы с нашими индустриальными партнёрами, министерством образования Кузбасса и 84-м лицеем Новокузнецка, который всегда был элитным и готовил абитуриентов для столичных топовых образовательных учреждений. Суть "Предуниверсариума" состоит в том, что 50 десятиклассников лицея, чьи родители работают на предприятиях-партнёрах СибГИУ, два дня в неделю (пока два, затем больше) будут учиться в стенах университета. Часть программы будет преподаваться в лицее, часть перейдёт в СибГИУ. За эти два года они получат хорошее образование и привыкнут к вузу. Наша задача - максимально вдохновить и увлечь этих ребят, чтобы после 11 класса они поступили в нашу новую программу инженерного бакалавриата СибГИУ, а затем - пошли работать на партнёрские предприятия, где их очень ждут, и где уже трудятся их родители. Уверен, этот проект полностью соответствует задаче, которую ставят перед вузами Кузбасса региональные власти - добиться того, чтобы как можно больше талантливых выпускников школ оставались учиться в регионе. Кроме того, мы рассчитываем таким образом дать второе дыхание практике производственных династий и возродить гремевшее на весь мир отечественное инженерное образование. Хотим, чтобы оно вернуло когда-то утраченные позиции и в будущем даже переросло их.
Отмечу при этом, что на сегодняшний день нет задачи сделать обучение в рамках "Предуниверсариума" целевым и обязать выпускников после вуза отработать 3-5 лет на предприятиях "по распределению", как это было в Советском Союзе. Мы приложим максимум усилий к тому, чтобы ребята сами заинтересовались. Мы хотим, чтобы участники "Предуниверсариума" уже сейчас поняли, насколько заинтересованы в них индустриальные партнёры СибГИУ, которые готовы сопровождать их 2 года школы, потом 4 или 6 лет университета.
- Вы сказали, что в СибГИУ появилось новое направление подготовки "Инженерный бакалавриат". В чём его специфика и почему было решено открыть такое направление?
- Образовательную программу "Инженерный бакалавриат" в СибГИУ мы открыли в этом году и набрали на это направление 259 первокурсников. Программа спроектирована в тесном взаимодействии с меткомбинатом "Евраз ЗСМК". Она подразумевает обучение в ходе выполнения производственных проектов, тему которых предлагают предприятия. Для каждой группы один проект рассчитан на один семестр.
А что такое проектный подход? Это работа в команде, где у каждого своя роль - администратор, финансист, документовед, руководитель проекта. Координируют работу группы представитель промпредприятия и наставник от вуза. У проекта есть старт и финиш, под которым подразумевается конкретный результат. Для промпредприятия он состоит в снижении себестоимости, улучшении качества продукции, оптимизации логистических цепочек, иных улучшениях. Для вуза результат - непрерывный рост качества образования наших студентов, которого мы достигаем вместе с индустриальными партнёрами.
СибГИУ - практикоориентированный вуз, поэтому и в качестве тем для проектов вынесены реальные проблемы современной индустриальной повестки. Конечно, на младших курсах реализуются, главным образом, социальные проекты, но уже с 3-4 курса студенты решают исключительно узкопрофессиональные задачи, задачи производства. С 3-го курса они уже находятся на предприятиях, видят вживую работу индустриалов, впитывают корпоративную культуру, получают практические навыки и повышают свой профессиональный уровень.
Пора уже отходить от лозунга: пришёл на работу - забудь, чему тебя учили в вузе. Мы работаем в сотрудничестве с промпредприятиями и хотим готовить именно тех специалистов с теми компетенциями, которые востребованы на предприятиях и соответствуют текущей индустриальной повестке. Так, 2 года назад в институте металлургии и материаловедения СибГИУ мы начали готовить цифровых металлургов по запросу "Евраз ЗСМК". Данная специальность - симбиоз между "классической" металлургией и современными цифровыми технологиями. Сегодня ни одно метпредприятие не обходится без 3D-моделирования и создания цифровых двойников тех или иных производственных подразделений, цепочек, продуктов и агрегатов. Цифровые двойники позволяют, например, чётко просчитывать себестоимость увеличения качества выпускаемой продукции. Раньше на производствах эти задачи решались умозрительно, сегодня технологии позволяют проектировать эти процессы и реализовывать с точным учётом всех необходимых параметров.
Базовый полигон для подготовки студентов по новой специальности - Центр цифровой металлургии - создан в СибГИУ в партнёрстве и на средства "Евраз ЗСМК". Первый этап Центра уже полностью готов, второй этап завершим к концу года.
Отмечу, что цифровых инженеров начнёт готовить также и система среднего профессионального образования, в частности - Кузнецкий индустриальный техникум, базовое учебное заведение "Евраз ЗСМК". Таким образом, будет сформирована технологическая образовательная линейка от школы до вуза, которая будет выпускать специалистов высочайшего класса, понимающих, что такое большие данные, искусственный интеллект, цифровые двойники - эти выпускники будут совершенно точно востребованы на производствах.
А ещё ведь есть архитектура, строительство, проектирование - в этих сферах сейчас тоже очень нужны инженеры высочайшего класса.
Каких инженеров сейчас остро не хватает во всех отраслях промышленности? Помимо обладания рядом профессиональных компетенций, это должны быть очень структурированные специалисты, которые работают в режиме проектного подхода, разбираются в документации и чертежах, и главное - обязательно нацелены на результат.
И, конечно, в современном мире важна цифровая составляющая, что также находит отражение в наших программах в целом и в "Инженерном бакалавриате" в частности. В горном деле нужен цифровой инженер. Мы обсуждаем это с нашими партнёрами - "Распадской угольной компанией", "Новой горной управляющей компанией" - и сразу внедряем в жизнь университета всё то, что есть в горной повестке. Это и дроны, и цифровые технологии, обеспечивающие как безопасность, так и производственные процессы, ведь перспектива горной добычи - это цифровые шахты, безлюдная выемка.
- В конце сентября замгубернатора Кузбасса по строительству и ЖКХ Глеб Орлов сообщил о планах создания на базе СибГИУ межвузовского кампуса в Новокузнецке. Как изменится университет в контексте этих задач? Намерен ли СибГИУ открывать новые образовательные и исследовательские пространства?
- В сотрудничестве с нашими партнёрами - угледобывающими компаниями мы на пороге открытия четырёх лабораторий. План на 2024 год - шесть новых образовательных и исследовательских пространств для института передовых инженерных технологий. Мероприятия более далёкой перспективы - открытие четырёх машиностроительных кластеров на базе наших лабораторий.
У СибГИУ амбициозные планы - удвоить число студентов к 2030 году. Для этого мы будем развивать инфраструктуру, заниматься образовательными пространствами, лабораторными комплексами, общежитиями, столовыми.
Однако кампус мирового уровня начинается совсем с другого - с готовности вуза, который находится внутри этого кампуса, создавать инновационные продукты.
Наш главный продукт, конечно, выпускник. Он должен обладать всеми необходимыми навыками и компетенциями, которых требует современный рынок труда, наши индустриальные партнёры и другие работодатели региона. Помимо этого, вуз должен быть готов создавать инновационные технологии, системы и продукты. Например, инноватика у горняков - это новые высокообогащённые продукты из угля и его составляющих, инноватика у металлургов - это новые лёгкие и иные материалы с низкой себестоимостью. Люди, которые выходят из стен вуза, должны понимать не только как делать эти продукты, но и как улучшать их, формируя новую производственную среду, более безопасную, "зелёную" и корпоративно правильную.
- В плане инновационной продукции у СибГИУ уже есть определённые достижения. Так, в университетском Центре инновационных угольных технологий изобрели насос-активатор для перекачки водоугольной смеси, экспериментальный образец которого сейчас проходит апробацию на одном из китайских предприятий. По вашему мнению, какие перспективы у этой разработки? Как выстроено сейчас сотрудничество университета с Китаем?
- Выставка-ярмарка и китайско-российский форум по цифровой экономике в Харбине в сентябре этого года дали серьёзный толчок работе нашего профессора Василия Мурко, который уже более 10 лет занимается темой водоугольного топлива и создал вот такой насос-активатор для перекачки суспензии водоугольного топлива, улучшающий её свойства. К настоящему моменту получены прекрасные результаты, но продолжается доработка технологических нюансов.
Как мне кажется, это очень перспективная тема. Работа с водоугольным топливом ведётся достаточно давно, но по разным причинам эффективность его применения где-то подтверждена, где-то нет. Возможно, мы стоим на пороге серьёзных открытий, как фундаментальных, так и прикладных, однако я бы не торопил события. И, хотя мы получили от китайской стороны заказ на создание этого насоса, говорить о том, что уже всё готово, доработаем продукт и начнём его активно продавать, пока рано.
В России мы также ведём переговоры с рядом крупных компаний по возможности реализации нескольких проектов, связанных с водоугольным топливом, но пока не договорились по некоторым нюансам. Думаю, в ближайшее время достигнем необходимых договорённостей, и у нас будет несколько серьёзных контрагентов как по доводке этой технологии, так и по совместной реализации проекта. И, возможно, мы заговорим уже о каких-то патентах и открытиях.
Что касается взаимодействия СибГИУ с Китаем, у нас около 10 иностранных китайских партнёров. В их числе основные китайские вузы и НИИ: Сианьский НИИ угля и углехимии, Сианьский университет науки и технологии, Чунцинский университет науки и искусства, Ляонинский университет. С кем-то нам повезло недавно познакомиться на международной выставке "Уголь России и Майнинг", которая ежегодно проходит в Новокузнецке - в последние годы сюда приезжает всё больше китайских компаний. С кем-то, например, с Ляонинским университетом, у нас давние крепкие связи, мы работаем более 10 лет.
Расширение российско-китайского сотрудничества для нас и наших партнёров подкреплено совместной образовательной, технической и технологической повесткой. У нас есть серьёзные совместные наработки, которые имеют перспективу воплотиться в инновационных продуктах, системах и технологиях, что крайне важно как для регионального рынка труда и отечественной экономики, так и для китайских коллег.
Наши китайские образовательные партнёры хотят "поставлять" в СибГИУ своих студентов, абитуриентов и слушателей, чтобы здесь они обучались русскому языку, информатике и химическим технологиям. Мы также хотим сделать ответный ход и направить группу учёных для работы в Китае. Сейчас мы совместно с китайской стороной прорабатываем содержательную повестку - какими вопросами и технологиями наши молодые релоцированные кадры будут там заниматься. Нам бы хотелось уйти от ранее распространённой практики краткосрочных стажировок, которая обычно включает в себя только знакомство, осмотр достопримечательностей и несколько лекций. Мы бы хотели вместе выходить на инновационные продукты, технологии и системы, которые, в свою очередь, являются почвой для ещё более глубокого сотрудничества и ещё большей результативности.
- Нет ли в связи с этим опасений по поводу "утечки" мозгов и технологий?
- Опасения и риски есть всегда. Но, считаю, обо всём можно заранее договориться и определить границы.
- На прошлой неделе в Новокузнецке состоялся Всероссийский индустриальный экологический форум, в котором принял участие и СибГИУ. Какие экологические проекты сейчас разрабатывает и реализует университет?
- С 1 октября в СибГИУ реализуется стратегический проект по устойчивому развитию, который возглавляет наш авторитетный учёный, доктор технических наук, профессор, член городского совета народных депутатов Новокузнецка Михаил Темлянцев. В рамках этого проекта будем заниматься вопросами ESG, в том числе и природоохранными программами наших индустриальных партнёров, и переработкой промотходов - напомню, что Кузбасс занимает второе место в РФ после Челябинской области по количеству таких отходов, поэтому работы здесь непочатый край.
Мы видим, как можно улучшить природоохранные программы предприятий, которые зачастую реализуют их несистемно, видим, как улучшить общекузбасскую экологическую повестку. Составить, спроектировать, разработать модель синхронизации усилий индустриалов, учебных заведении, НИИ, Сибирского отделения Российской академии наук (СО РАН), топовых вузов Москвы и Санкт-Петербурга, вовлечь всех в эту работу, сделать правильные выводы, а потом на их основе - правильны продукты - вот наша суперзадача как университета на ближайшие пять лет.
В частности, на форуме мы презентовали такой продукт, как эколого-климатический абонемент. Это информационно-аналитическое обслуживание предприятий по всем вопросам, связанным с "зеленой" повесткой - от рекультивации нарушенных земель до энергоэффективности. В рамках этого абонемента специалисты СибГИУ готовы провести экоаудит предприятия, выявить лучшие экологические практики в каждой деятельности и предложить оптимальную экостратегию для бизнеса.
Я настаиваю на формулировке "деятельная экология", потому что на экологические темы можно часами дискутировать, но нужно выходить и делать. Так, на форуме мы представили, например, проект экополигона, который реализуем совместно с компанией "Распадская". На угольных отвалах разреза "Распадский" на площади 4 га мы высадили 13 видов деревьев, в том числе сосны, ели, лиственницы, липы - всего более 6 тыс. саженцев. Цель проекта - отработать ускоренную технологию восстановления нарушенных земель с разнообразным флористическим составом. Первые посадки провели в июне этого года, а в сентябре продолжили работы.
Насаждения сделаны на 10 экспериментальных участках, где сформирован верхний плодородный слой земли - он удерживает влагу и насыщает почву микроэлементами. Помимо этого, на территории используются почвоулучшители, разработанные совместно с университетом МИСиС. Параллельно вместе с федеральным исследовательским центром угля и углехимиии СО РАН, институтом почвоведения и агрохимии РАН и МИСиС продолжаем поиск оптимального состава почвогрунтов с использованием горных пород и окисленных углей.
Научные работы на экополигоне продлятся до 2027 года. Здесь установят специальные датчики и системы контроля для круглогодичного мониторинга посадок. По его результатам определят оптимальные соотношения грунтов и видовой состав растений для их наилучшей приживаемости и поглощения углекислого газа. По прогнозам через 7-10 лет почвенный и растительный покров на экспериментальных участках будет полностью восстановлен. Для сравнения - при использовании классических способов рекультивации данный процесс занимает 15-20 лет.
Другой проект реализуем на одном из хвостохранилищ Абагурской аглофабрики и рассчитываем, что в перспективе здесь появится объект рекреации. Реализации этого проекта предшествовал эксперимент: профессор СибГИУ Анатолий Водолеев смешал промотходы хвостохранилица с осадками сточных вод, в результате получился технозём, в котором, как выяснилось, приживаются кедры. Это достаточно редкое явление для техногенных земель, на которых обычно почти ничего не растёт. В начале осени мы высадили на территории хвостохранилища 100 кедров. Если дальше всё пойдёт успешно, здесь начнут расти травы, это место начнут посещать животные - сформируется полноценная экосистема. В перспективе территорию посадок планируется увеличивать, а затем масштабировать этот опыт на другие предприятия и территории.
Наши студенты представили на форуме свою разработку - аэропонную установку, которой заинтересовался ряд компаний. Установка позволяет в несколько раз ускорить рост растений (в том числе зелени и овощей) за счёт оптимально подобранного метода доставки питательных веществ. Она недорогая в производстве. И, что важно - прежде чем разрабатывать её, студенты изучили рынок, востребованность такой установки, в частности, городскими предприятиями общепита.
Мы очень поддерживаем такую работу и для развития предпринимательских инициатив среди студентов в перспективе планируем организовать в СибГИУ коворкинг-пространство. Уже определено помещение, запланирован ремонт этой локации с учётом всех современных требований. Самое главное, в университете уже есть "костяк" студентов, которые очень ждут появления такого пространства.
- В стратегии СибГИУ о социальной миссии вуза говорится, что она "ориентирована на позиционирование вуза в регионе как инициатора и лидера значимых научно-образовательных и социокультурных процессов". По вашему мнению, как в контексте происходящих внешнеполитических событий меняется роль и ответственность вузов?
- Мне кажется, какое-то время назад мы недооценивали роль образования вообще и вузов в частности. Но сегодня мы все прекрасно понимаем - чтобы такой регион, как Кузбасс, развивался и люди отсюда не уезжали, здесь должно быть отличное образование, и поэтому у вузов, конечно же, одна из главных ролей. Нужно обеспечить каждого студента интересной повесткой - не только в образовании и в науке, но и в исследованиях, в инноватике, в волонтёрском движении, в творчестве, в спорте, создавать современную инфраструктуру и комфортную среду проживания. Вузы должны стать центром притяжения талантливых и неравнодушных людей, вовлечённых в современную региональную и общероссийскую повестку.
- Два года назад в интервью "Интерфаксу" вы называли складывающуюся в высшем образовании ситуацию "вызовом". Как вы охарактеризуете нынешнее положение дел?
- Могу сказать, что ситуация "вызова" сохраняется и более того - обостряется. Однако теперь мы точно понимаем, в каком направлении двигаться, потому что теперь у нас есть стратегия развития вуза на период 2023-2032 годов, которая уже утверждена у нашего учредителя - министерства образования РФ, и в которой тщательно выверены образовательная, научно-исследовательская, волонтёрская, патриотическая и инновационная политика СибГИУ. По каждой из этих политик прописаны конкретные проекты, определены целевые показатели и люди, которые будут их реализовывать. Повторюсь - вызовы сохраняются, однако теперь под каждый из них выделены ресурсы, люди и финансы, а значит, ситуация становится управляемой.