Стремительный рост ключевой ставки заставляет бизнес менять стратегию развития. Если раньше привычным инструментом привлечения инвестиций было кредитование, то теперь на рынке наблюдается бум выхода на публичный рынок - IPO и SPO становятся обыденными событиями. В октябре ПАО "Ламбумиз" (производитель картонной упаковки для молока и молочной продукции) провело первичное размещение бумаг, однако процесс не был стандартным - организатором торгов выступила не московская компания, а новосибирская.
О том, как "Юнисервис Капитал" впервые провел IPO московского эмитента, а также о будущих планах в интервью "Интерфаксу" рассказал основатель инвесткомпании Алексей Антипин.
- Алексей Владимирович, большинство наших вопросов нацелены на получение вашего экспертного мнения о том, как следует бизнесу действовать в нынешних условиях. В связи с этим расскажите, пожалуйста, как влияет денежно-кредитная политика (ДКП) ЦБ на поведение компаний, ищущих ресурсы для развития бизнеса?
- Я отвечу вам на этот вопрос по частям. Как ДКП ЦБ влияет на компании? ДКП позволяет богатым стать более богатыми, а бедным стать более бедными. Регуляторика заставляет предпринимателей и их финансовые службы думать над тем, как им эффективно работать, потому что многие до этого этим не занимались. Топ-менеджмент и владельцы бизнеса начинают задумываться о том, была ли у них вообще какая-нибудь стратегия, или ее никогда не было и они ее просто так рисовали.
Однако эта свобода выбора характерна не для всех отраслей. Строительная сфера, в частности, сталкивается с большими проблемами. Если раньше было слово "ипотека", и под него все делалось, не надо было особо стараться, то теперь строители сидят и думают над тем, как дальше жить, как зарабатывать. То есть ДКП заставляет активно думать о том, что предпринимателям теперь делать.
При этом развивать бизнес сейчас могут только те, кто раньше действительно думал над стратегией, над тем, где он будет брать капитал. И особенно хорошо, если предприниматель не тратил все деньги на представительские расходы, а действительно формировал какой-то ресурс, который был бы инструментом развития. Если этого не было, тогда возникнут сложности в следующем году, потому что денежно-кредитная политика не изменится, это все уже давно поняли.
В начале февраля 2024 года, когда все говорили, что весной ставку будут снижать, мы предположили, что ее будут повышать. Если тогда поверить в эту точку зрения, принять это решение, то можно было подготовиться. Хотя времени уже тогда было не очень много. Поэтому сейчас идет укрупнение во всех отраслях, но только тот, у кого были ресурсы, когда-то сформированные, сейчас имеет больше шансов, чем те, кто этим не занимался.
И есть еще третья категория предпринимателей. Это те счастливчики, которые жили без долгов. Чаще всего это компании, которые занимались импортозамещением, но только по-настоящему. Это в первую очередь компании, которые заместили в прямом и переносном смысле иностранцев, которые ушли. Вот у этих компаний сейчас все прекрасно. У них огромные планы. Они знают, что им делать. Они знают, что им делать в отрасли, в бизнесе, развитии. И им, честно говоря, наплевать на денежно-кредитную политику.
- Тем не менее, развитие - это привлечение средств. В чем состоит особенность выхода на рынок публичных заимствований именно компаний средней капитализации? И еще более узко: если они располагаются в регионе?
- Я бы не делал акцент на то, что они находятся в регионе, эти компании, потому что сейчас это уже, наверное, не очень важно. Дело только в том, что компетентных специалистов чем дальше от Москвы, тем меньше. Не из-за того, что в регионах специалисты глупые, а просто у работников здесь традиционно были другие задачи, связанные с банками, кредитованием - они просто к этому привыкли. Этих финансистов и не только ДКП заставляет думать о новых форматах.
Если говорить о том, в чем состоит особенность выхода на рынок публичных заимствований компаний средней капитализации, то давайте сначала определим, про какой размер компании мы говорим. Потому что для кого-то это будет 10 млрд рублей, а для кого-то - все 100 млрд рублей. Думаю, когда мы говорим о средней капитализации, речь все же о 10-50 млрд рублей.
Публичный рынок - это не только акции и облигации. Компании пользуются многими инструментами фондового рынка. Например, компании - в частности, финансовые директора - часто размещают средства на овернайт. Как мне кажется, было бы гораздо более эффективно размещать эти деньги на брокерском счету, а потом в РЕПО с ЦК (центральным контрагентом - ИФ). И можно было бы не только оперативно капиталом управлять, но и размещать его эффективнее, но этого никто не делает. То есть компании относятся к фондовой инфраструктуре не совсем эффективно. И с публичными заимствованиями то же самое.
Особенность выхода таких компаний на биржу вот в чем. Собственник или топ-менеджер не всегда понимает, какая у его компании стратегия. А если и понимает, то не всегда умеет использовать инструменты финансового рынка.
- А если зайти с обратной стороны: можете ли вы сказать, что инвесторы заинтересованы в покупке бумаг региональных или небольших компаний?
- Точно нет. Инвесторы сейчас не заинтересованы вообще ни в чем, кроме депозита.
- А как их перетянуть на другие инструменты? И вообще нужно ли это?
- Сейчас брокеры используют именно то, что я называл выше: РЕПО с центральным контрагентом. Именно это чаще всего предлагают своим клиентам брокеры. Если мы говорим про доверительное управление, то от Сбербанка и вниз это структурные продукты, связанные либо с облигациями на длинный срок, либо с разного рода комбинациями со сроком и составом. Но и это не пользуется большим спросом сейчас.
- Как интерес инвесторов к такому способу получения средств на развитие коррелирует с ключевой ставкой?
- Это не интерес, это больше страх. Дело в том, что инвестор чаще всего смотрит на завтра, может быть, на неделю. В лучшем случае на месяц, и на этом все заканчивается. У нас сейчас уникальное время, такое редко происходит, и этим нужно сейчас воспользоваться. Почему? Все, что есть на рынке, начиная от "Газпрома", стоит почти бесплатно. Когда-то закончится все то, что происходит. Но люди размещают деньги в первую очередь в депозит. Большая ошибка делать это именно сейчас. Все бегут в депозит, а оттуда надо бежать в другом направлении. И другое направление - это как раз рынок акций.
- Вернемся к нашей основной теме: вы первыми организовали IPO, не будучи зарегистрированными, собственно, вообще не находясь в Москве. Какие особенности этого процесса вы бы отметили? И плюсы, и минусы.
- Мы действительно сделали непростую работу. Особенность этих действий в сегодняшних условиях в том, что этот рынок только формируется. Все, что происходит сейчас, - особенное. Рынок долевого капитала существовал уже давно, и даже в России немногие компании выходили на биржу, но в основном это большие структуры. А вот то, что стало возможно для компаний средней капитализации (их называют small cap), - это стало формироваться в конце 2022 года, и первым представителем активной части размещающихся эмитентов на бирже стала компания Whoosh, хотя перед ней уже были маленькие примеры, которые никто особо не замечал, но они были. Например, была компания "Светофор" - это небольшая онлайн-школа.
С декабря 2022 года это - IPO/SPO - стало системным процессом. Но особенности для каждой компании свои: для "Ламбумиза" и для Whoosh важными являлись свои детали. У каждого собственный путь.
- Вы говорите об этом с точки зрения компании. А как это выглядит с точки зрения организатора?
- С нашей стороны особенностей нет. Но сразу скажу, что для нас это было очень тяжело. Мы никогда этим не занимались настолько плотно. Но все получилось именно из-за того, о чем я говорил в самом начале, - стратегия. Мы начали заниматься подготовкой компаний к IPO в 2020 году. То есть не 2-3 месяца потратили, а 4 года до первого результата. Сначала у нас был один сотрудник с ответственностью в этой сфере, затем взяли второго. Да, мы не занимались IPO в чистом виде, но были связаны с этим. Например, мы готовили к выходу на биржу компанию СДЭК, это было еще до февраля 2022 года. Потом пришлось этот процесс остановить. Подготовка к публичному размещению - долгая работа.
- Вы сказали, что первое IPO было сложным именно для вас. А в чем сложность, если при этом итог вполне успешен?
- С одной стороны - да, итог радует. Это связано с тем, что компания имела очень хорошую стратегию, и эта стратегия была не просто оформлена на бумаге - она уже реализовывалась в контексте подготовки технических документов, связанных с будущим строительством нового производственного комплекса. Второе - это финансовое состояние компании. В первую очередь, у компании практически нет долга, и она лидер в своем сегменте рынка.
А сложность была связана со всеми классическими внешними обстоятельствами. Во-первых, ключевая ставка, "благодаря" которой инвесторы не хотят верить в будущее. Второе: компания, по мнению рынка, имела очень высокую оценку (рыночная капитализация - 8,8 млрд рублей; бумаги предлагались по нижней границе заявленного изначально диапазона в 425-460 рублей за акцию - ИФ), и этот аргумент справедливый. И третье - размер компании не позволял многим инвесторам поверить в то, что сбудутся прогнозы, и их доходность будет достаточной, чтобы ждать.
Мы с этого начали нашу беседу: рынок только формируется, поэтому многие инвесторы хотят зайти и заработать сразу, как это модно говорить, x2, x3, а так не бывает.
- Кто ваш основной клиент и с кем планируете работать в будущем по типу? То есть вы останетесь с средними компаниями или займетесь крупными?
- Это хороший вопрос. Мы будем специализироваться в первую очередь на компаниях с капитализацией от 10-15 млрд рублей до 50, это будет наш основной профиль. Скорее всего, минимальная граница будет подрастать в силу рыночных требований не только регулятора, но и самого рынка. Компании средней капитализации, которые сейчас еще даже не думают об этом, теряют время, поскольку потом вероятность возможности их выхода будет резко ограничена. Сейчас еще пока есть возможность.
Думаю, что это будут компании из реального сектора экономики. Вот мы "сделали" упаковку - вышли с "Ламбумизом". Сейчас готовим еще одну компанию из сферы упаковки, также работаем с логистической компанией. Также будем работать с компаниями из сферы транспорта, сферы производства оборудования. Это все компании, которые являются импортозамещенцами.
- Это региональные или московские компании? Или это не имеет значения?
- Компании разные. Из тех, с которыми мы работаем, две находятся в Москве, одна - в Приволжском федеральном округе. Ведем переговоры с одной краснодарской компанией, одной в Санкт-Петербурге.
- Это очень большой объем работы. Сколько людей в "Юнисервисе" занимается этой работой? Хватит ли ресурсов?
- Ресурсов у нас для этого хватит, потому что у всего этого разные стадии. С кем-то мы только подписали, с кем-то мы уже работаем давно, находимся в середине пути, с кем-то мы только начинаем. IPO - это не блины печь.
Именно IPO у нас в компании сейчас занимается 9 человек. И дополнительно мы сейчас можем переключать на это направление тех людей, которые занимались ранее долговым финансированием, будем их привлекать к реализации этих проектов.
- Какие этапы вы бы выделили в выходе компании средней капитализации на биржу?
- Мы об этом уже частично говорили. Первое - это стратегия и цели. Подготовкой к IPO занимается множество людей - аудиторы, составление отчетности по МСФО. Investor Relations - те, кто будет заниматься продвижением. Плюс сам организатор. Оценка, если потребуется. Юристы. Если будет опционное соглашение, то нужны внешние консультанты. Поэтому компания должна, самое главное, понимать следующее: какая у нее стратегия, зачем ей это надо. И она должна быть готова к тому, что будет много неизвестного, интересного, и это неизвестное-интересное будет требовать капитала. И второе - надо найти организатора размещения. А остальное - дело техники.
- А как понять, что пора? Какие вопросы должна задать себе компания, чтобы понять свою готовность к выходу на публичный рынок?
- Нужно задать себе как предпринимателю два вопроса. Первый: "могу ли я?". Второй: "зачем мне это надо?". Это позволит понять, есть ли амбиции у бизнеса для такого шага. Он может понять, у него есть амбиции или нет, может у него этих амбиций нет. Он вообще способен это сделать?
Кстати, некоторые компании своей целью ставят поглощение. Не за счет денег, а за счет размещения собственных акций. То есть создают пустую компанию - ее называют SPAC, - которая затем поглотит имеющуюся или какой-либо сторонний актив. Эта практика была популярна в РФ и до сих пор активно используется в США. Так что ДКП, в том числе, влияет на укрупнение бизнеса. Такую возможность топ-менеджер или бизнесмен тоже должен смочь увидеть. Это позволит не тратить свои деньги, а использовать свои акции для привлечения тех, кто мог бы их оплатить. Это рычаг, это ресурс.
- А что будет с компаниями после IPO?
- Думаю, что те компании, которые вышли на рынок, будут поглощать тех, кто этого не сделал. Просто потому, что наша экономика меняется, рынок меняется. Не все смогут выжить в тех обстоятельствах, которые наступили и скоро наступят. Уйдут те, кто не умеет работать и не понимает, что происходит. Зато появятся, возможно, те, кто имеет амбиции и смог ими воспользоваться.