Красноярская железная дорога (КрасЖД) протяженностью 3,2 тыс. км проходит по территориям Красноярского края, Хакасии, Кемеровской и Иркутской областей. КрасЖД связывает Западную и Восточную Сибирь и является основной транзитной линией в середине Транссиба.
Об участии Красноярской железной дороги в модернизации Восточного полигона, о строительстве новой инфраструктуры в регионах Сибири и о работе в условиях разворота экономики на Восток в интервью "Интерфаксу" рассказал начальник КрасЖД Алексей Туманин.
Рост грузоперевозок
- Алексей Сергеевич, как Вы оцениваете работу КрасЖД в уходящем году? Каким был год с точки зрения грузоперевозок?
- По отправке грузов в 2024 году мы вновь преодолеваем отметку в 80 миллионов тонн. Это - хороший показатель. Не тот уровень, на который мы рассчитывали, до него немного не добираем, но, тем не менее, по отдельным видам грузов есть хороший рост. В этой части, я считаю, задачи Красноярской железной дороги выполнены.
В планах на следующий год - продолжение строительства инфраструктурных объектов, также ожидаем роста грузооборота и новых вызовов в условиях санкционного давления и разворота грузов на Восток. Я уверен, что мы с этими вызовами готовы справляться.
- По каким номенклатурам больше всего отмечается рост погрузки?
- Во-первых, есть рост погрузки угля. Это, в основном, из-за роста потребления нашими угольными генерациями. Темпы перевозок угля по внутрироссийским маршрутам увеличились на 8,5% по сравнению с прошлым годом. Это компенсирует сокращение на 16% его экспортных поставок, которое связано с падением цен на западных рынках.
Восточное направление остается важным в экспортной логистике угля. Ожидаем, что по завершении 2024 года объемы перевозок к портам и погранпереходам Дальнего Востока вырастут на 7,7% по сравнению с показателями 2023 года. В соответствии с параметрами соглашений по вывозу угольной продукции из Хакасии и Тувы объем перевозок составит 6,5 млн и 0,65 млн тонн, соответственно.
Второй по объемам груз на КрасЖД - нефть и нефтепродукты - также демонстрирует рост на 21%.
Кроме того, отмечаем рост по перевозкам грузов в контейнерах внутри страны, в частности, больше везем строительных материалов.
Почти в два раза увеличились контейнерные перевозки рапсового масла в Китай. В июне мы отправили первый ускоренный контейнерный поезд с рапсовым маслом. Плюсы этого проекта для всех сторон очевидны. Во-первых, мы понимаем, что пропускные способности Восточного полигона - не резиновые, и есть разница - или перевозить сырье, или меньшими объемами более дорогую продукцию. Во-вторых, контейнерный поезд следует, минуя технические станции, значит, он гораздо быстрее дойдет до погранперехода, плюс ко всему - сократится оборот вагонов. Наконец, это продукт переработки, а значит - высокая добавленная стоимость, дополнительные рабочие места для региона, налоги остаются в крае.
- КрасЖД в этом году завершила строительство специализированной контейнерной площадки на территории терминально-логистического центра (ТЛЦ) станции Абакан в Хакасии. Какого эффекта ожидаете для развития контейнерных перевозок из Хакасии?
- Проект реализуется с учетом растущего в Хакасии спроса на этот вид перевозок. На первом этапе мы на территории терминально-логистического центра станции Абакан построили специализированную площадку для хранения и переработки крупнотоннажных контейнеров. Это 5,5 тыс. кв. м, где можно размещать одновременно в три яруса до 600 контейнеров. На территории комплекса отремонтирован крытый склад ангарного типа с путями под погрузку/выгрузку, а также созданы современные клиентские зоны для предоставления услуг по запросам компаний малого и среднего бизнеса. Емкость контейнерного терминала уже выросла в 1,5 раза.
В следующем году приступим ко второму этапу модернизации ТЛЦ: он включает удлинение двух путей общего пользования. Протяженность каждого пути будет увеличена на 200 м, в результате суммарный фронт погрузки вырастет на 38 условных вагонов.
В целом задача проекта - формировать здесь, непосредственно на территории погрузочного пункта Абакана, длинносоставные контейнерные поезда. Это важнейший проект как для КрасЖД, так и для экономики Хакасии, где, в отличие от Красноярского края, еще существует нехватка мощностей для отправки грузов в контейнерах.
Развитие Восточного полигона
- Вы упомянули развитие Восточного полигона - один из самых значимых и крупных текущих проектов РЖД. Как в этом процессе задействована Красноярская железная дорога, и какие местные проекты сейчас реализуются?
- С 2013 года мы активно участвуем в развитии Восточного полигона, воротами которого является Красноярская железная дорога. На магистрали реализуется программа по увеличению пропускной способности участка Артышта - Междуреченск - Тайшет, на которую в этом году был направлен наибольший за весь период объем инвестиций - 32,1 млрд рублей. Работы велись одновременно на 40 объектах.
Мы уже выполнили большой объем работ на участке от Междуреченска до Саянской, что позволило нам существенно увеличить пропускную способность.
В этом году география проекта сместилась на восток - мы перешли на участок от Саянской до Тайшета. Здесь уже построен мост через реку Бирюса протяженностью 365 метров. Он станет частью строящихся вторых главных путей перегона Запань - Тагул. Открыть двухпутное движение поездов на этом перегоне планируется в IV квартале 2025 года с увеличением его пропускной способности на 30%.
Пока на данном этапе, конечно, рост пропускной способности на одном перегоне не будет давать какого-то существенного эффекта для всего этого участка. А вот после завершения модернизации всех лимитирующих перегонов мы получим кратное увеличение пропускной способности на всем направлении от Саянской до Тайшета.
- Из тех объектов, которые уже сданы в эксплуатацию в 2024 году, какие являются наиболее значимыми?
- Конечно, это перегоны 557 км - Кошурниково в Красноярском крае и Чартыковский - Камышта в Хакасии, на которых мы в этом году открыли двухпутное движение поездов.
Перегон Чартыковский - Камышта важен тем, что мы полностью освободили для движения участок Бискамжа - Абакан: это был наш последний объект на данном участке протяженностью более 180 км, который в результате стал почти полностью двухпутным.
Что же касается развития перегона 557 км - Кошурниково, то это сложнейший комплексный проект. Мы не только проложили вторые пути, но и практически полностью перестроили саму станцию Кошурниково: удлинили пути, чтобы принимать и отправлять грузовые поезда повышенной массы и длины, заменили систему электрической централизации станции на микропроцессорную.
Кошурниково довольно непростая станция - по географическим и погодным условиям. Здесь начинается сложнейший горно-перевальный участок, затяжной подъем до станции Щетинкино протяженностью более 40 км. Преодолевать его грузовым поездам восточного направления помогают локомотивы-толкачи, которые как раз и базируются на станции Кошурниково. Для обеспечения этих процессов станция должна "работать как часы".
Еще один немаловажный объект - это Первый Джебский тоннель на перегоне Кошурниково - 570 км, где также строится второй путь. Работы в тоннеле завершены на 90%. Остается большой пласт работ по укладке пути, монтажу систем энергоснабжения, автоматики и блокировки - это вопрос уже следующего года.
И еще два перегона, которые мы до конца года планируем запустить во временную эксплуатацию, - это Унерчик - Козыла и Козыла - Ирбейская на участке от станции Саянской до Тайшета.
- На сколько за последние 10 лет, в целом, выросла общая протяженность железнодорожных путей на участке от Междуреченска до Тайшета благодаря реализации инфраструктурных проектов?
- За это время мы построили 284 километра вторых путей. Общая протяженность двухпутных участков на направлении Междуреченск - Тайшет сейчас достигает 673 км - это 70% от его общей длины. Прирост пропускной способности составил 62%. Также было построено и модернизировано девять тяговых подстанций.
Благодаря укладке современного пути и одновременному выполнению работ по усилению устройств тягового электроснабжения, на сегодняшний день мы уже можем не только увеличить пропускную способность участка Междуреченск - Тайшет, но и нарастить массу грузовых поездов.
До начала работ по развитию Южного хода дороги масса грузовых поездов на данном участке не превышала 6 тыс. тонн, сегодня, в среднем, в сутки осуществляется пропуск более 15 поездов массой 7,1 тыс. тонн. Весь выполненный комплекс работ позволяет в целом увеличить провозную способность участка Междуреченск - Тайшет в восточном направлении более чем на 20 млн тонн в год.
Пассажирские перевозки и инфраструктура
- По итогам 11 месяцев текущего года на КрасЖД пригородными поездами было перевезено 5,6 млн пассажиров - насколько это большая цифра? Какие знаковые события для пассажиров можете выделить?
- В пригородном сообщении основную динамику нам дает проект "Городская электричка", обеспечивающий перевозку пассажиров в пределах Красноярска и на дивногорской линии. По итогам текущего года рассчитываем перевезти по городским маршрутам 2,2 млн пассажиров.
Но есть также и другие немаловажные маршруты - в этом году мы, например, запустили ускоренный электропоезд "Западный экспресс" от Красноярска до станции Красная Сопка. Это ежедневный электропоезд, который позволяет добраться до Ачинска и Назарово гораздо быстрее и безопаснее. Этот маршрут впервые за много лет связал центральные и западные районы края. Так что благодаря этому проекту тоже ожидаем хорошую прибавку по итогам года - с открытия маршрута в середине ноября мы по нему перевезли уже больше 7 тыс. пассажиров. В выходные дни наполняемость маршрута - порядка 88%. Для нового направления это очень хорошо.
Кадровый вопрос
- Хватает ли сегодня на КрасЖД специалистов, и как решается кадровый вопрос? Что даст компании участие в федеральном проекте "Профессионалитет", который стартует в 2025 году?
- Если говорить, в среднем, по всей железной дороге, то на сегодня дорога укомплектована. Но если брать отдельные участки и населенные пункты в отдаленных территориях, то проблема с нехваткой кадров существует. Именно там нужен кадровый резерв: дежурные по станции, диспетчеры, осмотрщики вагонов, монтеры пути. Самые востребованные специалисты сейчас - это машинисты и помощники машинистов: дорога везет больше грузов, соответственно, требуется и больше локомотивных бригад.
Мы для себя эту задачу по увеличению резерва видим, понимаем, что ее надо решать и поэтому проводим работу по привлечению людей, рассказываем о своих преимуществах, обучаем.
Например в этом году завершилось строительство нового корпуса Учебного центра профессиональных квалификаций (УЦПК) РЖД в Красноярске. Это современный образовательный комплекс с компьютерными классами, библиотекой и интерактивными технологиями. Теперь за год УЦПК сможет готовить примерно 12 тыс. специалистов не только для КрасЖД, но и для других дорог Восточного полигона, причем, самых востребованных рабочих профессий.
В 2025 году также стартует проект "Профессионалитет" на базе Красноярского института железнодорожного транспорта. В него также войдут Боготольский техникум и Красноярский техникум имени В.П. Астафьева.
Профессионалитет - форма интеграции техникумов и предприятий, которая предполагает максимум практического обучения. Для нас главное преимущество этого проекта - возможность готовить специалистов среднего профессионального образования под наши собственные запросы. Для молодежи это возможность быстро получить востребованную специальность и начать зарабатывать.