Томский политехнический университет (ТПУ) прошедшим летом пережил смену руководства. Во главе вуза (пока с приставкой и.о.) встал ученый Дмитрий Седнев. Под его началом университет успешно защитил заявку в рамках новой федеральной программы "Приоритет 2030" и стал одним из лидеров отбора. Амбиции ТПУ на ближайшие годы связаны с энергетикой и медицинской инженерией. При этом вуз готовит и новаторские идеи в образовании. Об успехах уходящего года и целях на следующий руководитель университета рассказал в интервью "Интерфаксу".
- Дмитрий Андреевич, 2021 год стал для Томского политеха юбилейным. Университет встретил свое 125-летие. Год наверняка был насыщенным. Могли бы вы выделить главные достижения вуза?
- Главные цели и задачи мы выполнили, хоть коронавирус где-то нам и спутал планы. Наиболее знаковым стал наш успех в отборе в программу "Приоритет 2030" в группе исследовательских университетов. Работая над заявкой, нам пришлось еще раз внимательно посмотреть на себя, определить сильные и слабые стороны. В результате у нас сложилась комплексная программа развития всего Томского политеха на ближайшие 10 лет. Это очень серьезная работа. Но предстоит сделать еще больше.
Хотелось бы отметить и наше студенчество. Этим летом у нас существенно было больше бюджетных мест, чем в предыдущие годы, - плюс 30%. Мы понимали, что это серьезный вызов, но мы в эту историю сознательно пошли. Надеюсь, этот тренд на увеличение числа студентов продолжится в будущем.
Отмечу еще капитальный ремонт в одном из общежитий студгородка ТПУ. Мы его завершили осенью. У нас давно не было обновления инфраструктуры такого масштаба, а хороший абитуриент не в последнюю очередь смотрит на условия проживания. И сейчас у нас практически весь студгородок находится на очень высоком современном уровне, все наши первокурсники могут рассчитывать на место в общежитии. Причем это общежитие будет со спортзалом, комфортными душевыми и кухнями.
Вообще студенты за этот год невероятно включились в диалог с руководством вуза. Я бы даже сказал, что наши студенты стали для меня открытием года. Буквально в ноябре проводили большую стратегическую сессию по трансформации инженерного образования. Мы обсуждали, что нужно изменить у себя, что у нас, наоборот, на хорошем уровне. Так вот, студенты принимали активное участие в этой стратегической сессии. Они очень честно и прямо заявили о своей позиции: что им нравится, что не нравится, чего они хотят от высшего образования и своего университета. И благодаря студентам мы наметили большую программу развития образования в ТПУ, которая существенно сможет укрепить университет.
- Могли бы вы рассказать о главных научных достижениях ученых ТПУ за прошедший год?
- Прежде всего, я бы отметил социально направленные разработки ученых ТПУ. Мы существенно продвинулись в технологиях создания новых радиофармпрепаратов для диагностики онкологических заболеваний. Наш коллектив молодых ученых получил премию правительства в области науки и техники. Они разработали технологии и оборудование для покрытий для умных имплантатов, чтобы они лучше и быстрее приживались. Замечу, что все эти разработки соответствуют нашему стратегическому научному направлению, которое мы развиваем в раках "Приоритета 2030", - инженерия здоровья.
Также в этом году мы открыли совместный участок с "Томским электромеханическим заводом" по неразрушающему контролю. Мы ведь не только исследователи, но и достаточно глубоко погружены в технологическую повестку.
Еще хотелось бы отметить, что ТПУ выиграл конкурс на создание двух новых лабораторий под руководством молодых ученых. В них будут развивать водородные технологии и молекулярный дизайн. Это важное достижение для нашего кадрового обогащения и точки роста, благодаря которым мы в будущем получим большое количество научных результатов. У нас сейчас в политехническом университете 37% ученых моложе 39 лет. Они соавторы в 50% наших высокорейтинговых научных статей. Я понимаю, что это то ядро трансформации, с которым нужно идти вперед.
- Перейдем к вашему участию в программе "Приоритет 2030". Одна из стратегических задач ТПУ в рамках нее - трансформация инженерного образования. Каким вы видите инженерное образование у себя в вузе спустя несколько лет?
- Не должно складываться ощущение, что мы тут какие-то невероятные эксперименты намерены ставить над образованием. Речь не об этом. А о том, что технологии и вообще мир вокруг меняются очень быстро. Никто же не будет отрицать, что жизнь, скажем, в 60-е годы и сейчас совершенно другая. Другие технологии и темп жизни. И запросы к образованию - к самому процессу и результату - тоже другие. Это нормально.
Причем в мире уже огромное множество крутых образовательных кейсов и подходов. Они есть в России и в других странах. Нужно только собрать свой правильный набор из образовательных моделей и инструментов и добавить что-то свое, уникальное, исходя из задач. Этим мы и занимаемся.
Учитывая это, трансформация инженерного образования должна отвечать на несколько вопросов. Первый - как мы должны учить? Совершенно точно, что старая история, когда вуз просто транслирует знание, когда студент просто сидит в аудитории и слушает лекцию, уже неинтересна и неконкурентоспособна. Есть интернет, где можно лекцию и получше найти. В этом смысле университеты стремительно утрачивают монополию на знания. А какое знание останется в университете? То, которое можно получить в процессе общения с преподавателем, в работе над научным или инженерным проектом. Это нельзя сделать самостоятельно в интернете. Вот в этих направлениях и нужно усиленно развиваться вузам.
Я уверен, что нам придется изменить подходы и к тем, кто учит. В высшее образование должны еще активнее приходить люди из индустрии, преподаватели должны активнее перемещаться между университетами.
Естественно, изменится и сам образовательный процесс. Привычная нам структура из четырех лет в бакалавриате и двух в магистратуре теряет актуальность, особенно в контексте будущего. Абсолютный тренд в образовании - это индивидуальные треки.
Сделать образование более персонализированным можно за счет модульного подхода. Когда учебный план состоит не из годовых дисциплин, а из концентрированных модулей на две-три недели, месяц. Это избитая тема - индивидуальное образование, но оно до сих пор полноценно не развернуто в России. А если к этим разновременным модулям грамотно интегрировать работу в реальных проектах, то можно совершить качественный скачок.
Кроме того, необходимо задействовать цифровые инструменты. Мы же понимаем, что двигаемся в сторону безлюдных производств. Сейчас мы находимся в гибридном формате и должны включать в свою практику вещи, которые учат студентов, например, дистанционно управлять роботизированным оборудованием или выполнять лабораторные работы. Это должно быть не формальностью, а реальной имитацией работы на фабриках четвертой промышленной революции.
Все это должно повысить вовлеченность студентов, их мотивацию, а также дать на выходе сложного инженера, который будет учитывать не только технологические аспекты, но и учитывать ESG-повестку, то есть как его проект повлияет на людей, экономику, экосистему.
А еще обратите внимание, что за рубежом лучшие вузы часто не расположены в столицах, но они являются точкой притяжения человеческого капитала. Люди сознательно инвестируют годы своей жизни в учебу, проводя их вдали от больших городов, но при этом получая классное образование, которое позволит успешно двигаться дальше. Я искренне верю, что Томск и политехнический университет в частности призваны стать такой точкой в России.
- Как сами студенты воспринимают такие новации? Ведь это большая нагрузка, ответственность.
- Студенты относятся к этому позитивно, потому что они не боятся работать. Главный их запрос - чтобы им было интересно. Они хотят получать знания не из лекций, которые читают по конспекту, написанному 30 лет назад, а из интересных задач, которые их вовлекают и показывают им возможности вложить себя во что-то цельное, например, в большой научный или технологический проект. Это действительно мотивирует студентов.
- Несколько дней назад профессор вашего университета Павел Стрижак на встрече с президентом Владимиром Путиным поднял тему недостатка в регионах научных руководителей и предложил создать фонд кадрового резерва. Насколько актуальна эта проблема для ТПУ? Или вы готовы делиться кадрами с другими вузами?
- Для нас это возможность как нарастить собственный человеческий капитал, так и сделать вклад в общую систему. Вузы должны развиваться сообща. Программа "Приоритет 2030" выстроена ровно на этом принципе - делать планомерный следующий шаг в развитии всем 106 вузам-участникам, а не создавать несколько крупных центров в стране.
Мы уверены, что сможем вовлечь новых молодых исследователей и преподавателей в деятельность нашего университета. При этом мы с радостью поделимся новыми практиками с коллегами и готовы перенимать лучший опыт от них.
Важной вещью для университетской среды должны быть взаимные стажировки ученых и преподавателей. Вы не сможете двигаться по карьерной лестнице, если вы не видели, как это работает за рубежом или в другом городе. Год, проведенный в другом университете, существенно обогащает исследователя. Нам - вузам вообще - необходимо усиливать программы академических обменов и перекрестного общения друг с другом.
- Ставя такие амбициозные цели по реформированию образования, нет ли у вас опасений, что не получится все реализовать из-за дистанционного формата обучения, который плотно вошел в нашу жизнь и вряд ли уже уйдет?
- Вы правильно сказали, что пандемия останется с нами на определенный промежуток времени. Но это новая реальность, и нужно учиться работать в ней. Если мы говорим про лекции, то, я думаю, они уже и не вернутся в традиционный формат. Зачем? Эти трансляционные знания можно усвоить и так. Но те форматы образования, где важна коммуникация, групповая динамика, командная работа, разделение ролей, для этих вещей нужно найти разумные пределы офлайн-формата.
- Наиболее прорывным в вашей стратегии видится направление водородной энергетики. ТПУ создал для этого хороший фундамент. Помимо разработок, это и инициирование создания консорциума водородных технологий. Как будет выстроена работа по этому направлению с учетом полученного финансирования в рамках "Приоритета 2030"?
- Мы заложили в программе это направление шире: не только водородную энергетику, а в принципе энергию будущего. Один из наших флагманских научных проектов так и называется - "Энергия будущего". В этом проекте есть три направления. Первое - традиционная энергетика. Томский политех силен в этом. В рейтинге QS по нефтегазовому делу мы первые в России и 23-и в мире. У нас огромный задел в традиционной энергетике. И здесь мы будем концентрироваться на технологиях повышения КПД использования углеводородов и снижения углеродного следа.
Второе направление – атомная, или перспективная энергетика. Наша работа по нему будет посвящена как строящемуся в рамках проекта "Прорыв" реактору на быстрых нейтронах в Северске, так и теме вывода из эксплуатации атомных станций. Нельзя забывать и об образовательных модулях, которые касаются экспертного сопровождения технологий "Росатома".
Венцом проекта является водородная энергетика. В прошлом году был создан консорциум водородных технологий, который уже эффективно работает. При этом мы будем укреплять и индустриальные проекты, и взаимодействие с коллегами, например, с Институтом катализа имени Борескова. Все эти большие задачи по производству чего-то нового, а для России водородный рынок — это все еще что-то новое, не может решать одна организация. Здесь важно правильно выстроить цепочку по созданию конечного продукта и разделить обязанности. Сейчас мы как раз этим и занимаемся, в том числе вместе с участниками консорциума. До конца февраля будут разработаны дорожные карты по конкретным проектам членов консорциума. Эта работа выходит за рамки программы "Приоритет 2030", она еще более глобальная.
- Как будет распределен миллиард рублей, который университет получит в рамках "Приоритета 2030"?
- Эти средства расписаны до конца 2022 года. В нашей стратегии заложено 10 политик и три больших проекта. У нас нет жесткого деления средств между ними. Мы, наоборот, вовлекли коллектив и собрали инициативы для реализации "коротких" проектов в рамках выбранных направлений. Например, мы уже отобрали научные проекты фундаментального характера и в следующем году на них потратим порядка 70 млн рублей.
Также мы вложили достаточно средств в инфраструктуру. Например, существенно будет обновлен наш ядерный реактор, будет закуплено оборудование на 80 млн рублей. Деньги пойдут, в том числе, на покупку системы для производства новой линейки радиофармпрепаратов.
- Как ваша стратегия до 2030 года увязана с концепцией "Большого университета Томска"?
- Когда томские вузы подавали свои заявки на "Приоритет 2030", мы договорились, что одной из политик будет создание "Большого университета". Мы понимаем, что можем комплементарно дополнять проекты друг друга. Например, Томский госуниверситет может зайти в наш проект по водородной энергетике, а мы - к ним в проект по климату. С Сибирским государственным медицинским университетом у нас есть точки соприкосновения по инженерии здоровья. Все это дополняет нас, и именно в этом и есть история "Большого университета".
- Что по итогам следующего года будет свидетельствовать о достижении поставленных целей?
- Очень важно, чтобы у нас трансформировалось образовательное поле. Для этого необходимо перейти на модульную систему.
Если говорить про научную деятельность, то здесь важно выстроить открытую систему для управления проектами, выработать понятные алгоритмы взаимодействия с оборудованием всех томских университетов.
Что касается стратегических проектов, то мне бы хотелось, чтобы у нас были запущены от трех до пяти магистерских программ, собранных совершенно по другим принципам. По медицинской инженерии мы планируем выйти на новый уровень в производстве радиофармпрепаратов, а также совместно с индустриальным партнером продвинуться в создании системы для интраоперационной лучевой терапии в онкологии на базе наших ускорителей.
По энергетике будущего мы ждем больше результатов. Прежде всего, это запуск центра по цифровому моделированию и управлению добычей нефти и газа. Также мы намерены начать проекты, связанные с выводом ядерных объектов из эксплуатации. По водородной энергетике необходимо завершить проект по пиролизу, который мы делаем в интересах "Газпрома трансгаз Томск", а также начать новые — по накоплению и хранению водорода, созданию композитных баллонов пятого поколения.
- Вы на посту и.о. ректора уже полгода. Могли бы поделиться собственными ощущениями, как вам в кресле руководителя? Не тянет ли обратно в науку?
- Конечно, во главе университета ты чувствуешь, прежде всего, огромную ответственность. Все шаги, которые предпринимает руководитель, должны быть очень взвешенными и поддерживаться коллективом. Руководитель может придумать все, что угодно, но реализовать один точно не сможет. Для меня важно выстроить этот диалог с сотрудниками. Я провел встречи с каждой школой в ТПУ (в ТПУ нет факультетов, их аналог - инженерные и исследовательские школы - ИФ), сейчас планирую встречи со студентами.
Помимо внутреннего, сильно расширился и внешний управленческий контур. Это история о том, что приходится находить в сутках не 24 часа, а больше для того. чтобы все успеть. Но бремя, безусловно, почетное. Я очень счастлив, что коллектив и Минобрнауки доверили его мне. У меня есть огромное желание, чтобы университет постоянно двигался вперед. Это такое служение ему, и оно требует полной самоотдачи. Первые результаты вроде бы показывают, что мы двигаемся в верном направлении.