Иркутская область является одним из туристических флагманов России - в регионе ежегодно растет турпоток, открываются новые отели, строят суда для круизов по Байкалу. Но есть и "узкие места", или "болезни роста", в основном, связанные с инфраструктурой. О том, как решаются эти задачи, "Интерфаксу" рассказал губернатор Игорь Кобзев на полях Восточного экономического форума.
- Игорь Иванович, на Байкале завершается летний туристический сезон, какие предварительные итоги в Иркутской области? Сколько туристов принял регион? Продолжается ли рост турпотока?
- Подводить итоги лета еще рано, так как сентябрь мы, традиционно, относим к летнему сезону. И у нас еще есть бархатный сезон, как минимум до 10 октября можно с комфортом отдыхать на Байкале. Мертвый сезон начинается с 1 ноября и завершается в конце января, когда "встает" лед, и к нам снова едут туристы смотреть на эту красоту.
Летний сезон еще идет, однако, определенные выводы сделать уже можно. Я думаю, что этот год будет не хуже предыдущего, когда мы приняли 1,7 млн туристов. Мы ожидаем, что за летний сезон-2024 наш регион посетит около 720 тыс. туристов - за прошлый летний сезон было около 600 тыс. Так что планируем рост турпотока и за сезон, и по году, в целом.
Тут еще возникает вопрос - как считать туристов? Включать ли транзитный поток? Цифры могут сильно разниться. Я - за объективный подсчет гостей региона. Мы сегодня ищем площадку, которая четко даст ответ, сколько к нам приезжает отдыхать. Ведем переговоры со Сбером, сейчас на ВЭФ заключили соглашение с "Мегафоном" - они готовы предоставить такие площадки и методологию подсчета, будем смотреть.
- Кто приезжает отдыхать в Иркутскую область?
- Портрет среднестатистического туриста в Иркутской области таков: это житель России в возрасте старше 25 лет, который путешествует с семьей. Он приехал на Байкал в первый раз и за отпуск планирует побывать в Иркутске, Листвянке и на острове Ольхон.
Чаще всего мы фиксируем поток из таких городов, как Барнаул, Владивосток, Екатеринбург, Казань, Красноярск, Москва, Новосибирск, Улан-Удэ, Санкт-Петербург.
Самыми популярными местами для отдыха на Байкале остаются Ольхон, побережье Малого Моря, поселок Листвянка, Слюдянский район и поселок Бугульдейка.
- Иркутская область совместно с Бурятией реализует туристический проект "Волшебный Байкал", вошедший в федеральный проект "Пять морей и озеро Байкал". Круглогодичный курорт "Байкальская слобода" планируется построить в кластере "Тальцы" под Иркутском. В какой стадии находится реализация этого проекта?
- Мы ведем работу с инвесторами, отмечаем высокую степень готовности к началу реализации проектов. В настоящее время правительством Иркутской области прорабатывается вопрос по созданию централизованных сетей водоотведения от Иркутска до туристско-рекреационного кластера "Тальцы" протяженностью 45 км. В региональном бюджете на 2024-2026 годы на проектирование предусмотрено 215 млн рублей.
- Есть уже инвесторы, готовые войти в проект "Волшебный Байкал" с иркутской стороны? С кем ведутся переговоры?
- В локации "Байкальская Слобода" корпорация Туризм.РФ в рамках первой очереди закрепила за инвесторами 11 из 12 инвестиционных лотов - это отдельные туристические проекты, например, строительство мест размещения, объектов отдыха и т.д. С четырьмя инвесторами уже заключены корпоративные договоры.
Мастер-план развития туристской территории, утвержденный в сентябре 2023 года, предусматривает строительство на площади 330 га современного круглогодичного курорта на 3,5 тыс. мест. Согласно плану, в 2026-2027 годах должно быть сдано 1 тыс. 617 номеров, в 2028-2030 годах - 1043 номера, в 2032-2035 годах - 840 номеров. Реализация проекта позволит увеличить ежегодный турпоток на 850 тыс. человек, это - включая экскурсионный поток, 400 тыс. - турпоток без экскурсантов. К 2035 году на территории курорта будут функционировать гостиницы, глэмпинги, аквапарк, термальный комплекс с бассейном и создана яхтенная марина с набережной.
Вторая локация проекта "Волшебный Байкал" - особая экономическая зона "Ворота Байкала" в городе Байкальске. На сегодняшний день уже зарегистрировано 23 резидента с планируемым объемом инвестиций более 22 млрд рублей. Резиденты строят места размещения и объекты отдыха - спа-комплексы, торгово-развлекательный центр. В создание обеспечивающей инфраструктуры вложено более 3,2 млрд рублей бюджетных инвестиций. Сейчас идет активная фаза по созданию инженерной инфраструктуры. Заключены контракты на строительство сетей электро- и водоснабжения, водоотведения, тепловой сети, улично-дорожной сети, включая велодорожки на общую сумму 2,5 млрд рублей. Разработана проектная документация на реконструкцию канализационно-очистных сооружений Байкальска, стоимость объекта - 2,6 млрд рублей.
В 2023 году было завершено строительство первого этапа сетей электроснабжения. До конца текущего года планируется завершить сети водоснабжения и водоотведения Прибрежного и Предгорного районов Байкальска, первый и второй этапы улично-дорожной сети, второй этап электросетей, теплосети Прибрежного района. Объем направленных средств - 2,4 млрд рублей. До конца года также планируется завершить проектирование селезащитных сооружений и берегоукрепление озера Байкал в Байкальске.
Реализация проектов туристской инфраструктуры в Байкальске идет последовательно. Мы ожидаем запуск всех объектов к 2028 году.
- Как обстоят дела с модернизацией аэропортов в Иркутской области?
- Мы неоднократно заявляли проекты модернизации аэропортов. В 2025-2026 годах планируется проведение капитального ремонта аэропорта Усть-Кут за счет средств планируемого к созданию Фонда развития. С собственником аэропорта Усть-Кута - авиакомпанией "ЮТэйр" - заключено соглашение об инвестировании в его развитие 100 млн рублей в течение трех лет и о подготовке к реконструкции аэропорта.
Завершается реконструкция аэропорта в Братске. Её ведут федеральные структуры - Минтранс России и ФАУ "Ространсмодернизация". На сегодняшний день завершается первый этап модернизации.
Также в планах Минтраса России предусмотрена в 2029-2030 годах реконструкция аэропорта Киренск.
Конечно, хотелось бы для Иркутска новый аэропорт. Мы сейчас смотрим разные варианты вместе с госкорпорацией "Ростех". Строительство нового аэропортового комплекса Иркутска включено в перечень крупнейших проектов в сфере транспорта до 2030 года с прогнозом до 2035 года, с планируемым сроком реализации в 2028-2030 годах.
Строительство нового аэропорта Иркутска - это вопрос времени. Но пассажиропоток увеличивается уже сегодня, и этот вопрос надо оперативно решать. Любой человек хочет, чтобы в аэропорту его быстро обслужили. Поэтому мы по решению нашей межведомственной рабочей группы строим новый временный терминал внутренних авиалиний в аэропорту Иркутска. Это здание модульного типа. Его запуск запланирован к концу года. Он позволит разграничить потоки - прибывших пассажиров и багажное отделение, убывающих пассажиров.
- Во многих аэропортах Сибири растет пассажиропоток, в первую очередь, транзитный. В Иркутске он тоже увеличивается?
- Да, мы это наблюдаем. У нас же есть авиакомпания, которая заключает международные договорные отношения по доставке туристов в Китай, во Вьетнам. В Монголию у нас три рейса в неделю. Плюс - увеличились межрегиональные перевозки. Московских рейсов выполняется шесть-семь в день разными авиакомпаниями.
Я считаю, что сегодня многое зависит от парка авиационной техники.
- Правительство Иркутской области вело переговоры о возвращении аэропорта "Иркутск", сейчас принадлежащего региону, в федеральную собственность. Они продолжаются, принято решение?
- Иркутским правительством был подготовлен и направлен доклад президенту РФ с предложением о возвращении в федеральную собственность Международного аэропорта "Иркутск". На сегодняшний день решение главы государства по данному вопросу не поступало.
- Когда планируется начать строительство нового аэропорта в Тайшете, проектирование которого завершено?
- Строительство аэропорта в Тайшете ведет компания "Русал". Планируется, что он будет находиться в селе Сереброво на месте существующей посадочной площадки. На сегодняшний день структурами "Русала" - ООО "Ресурс Сервис", ООО "ТайшетАэро" - завершено приобретение прав на земельные участки в проекции размещения аэропорта. Сейчас ведется работа по изменению категории земельных участков и вида разрешенного использования, проводится приемка проектно-сметной документации. По итогам этой работы будут определены сроки начала строительства.
Иркутская область поддерживает реализацию проекта и со своей стороны создает наземную транспортную инфраструктуру для бесперебойного функционирования аэропорта. Прорабатывается вопрос приведения в нормативное состояние автодороги Тайшет - Шелехово - Талая - Сереброво протяженностью 35 км, моста через реку Бирюсу и подъезда к аэропорту.
- Как развивается ситуация со строительством аэропорта в Бодайбо, где подрядчик вышел из проекта?
- Проект по строительству искусственной взлетно-посадочной полосы в аэропорту Бодайбо реализуется на федеральном уровне структурами Минтранса России в рамках федерального проекта "Развитие региональных аэропортов". В настоящее время Минтранс России совместно с Росавиацией прорабатывают альтернативные решения, в том числе, в рамках нового нацпроекта "Эффективная транспортная система". Полной информацией обладает Минтранс России. От моего имени по данному вопросу направлены обращения в адрес заместителя председателя правительства РФ Савельева Виталия Геннадьевича. Вопрос находится на контроле.
- Есть ли планы по расширению сети малых аэропортов и посадочных площадок в регионе?
- Существующая сеть малых аэропортов и посадочных площадок сложилась во время индустриального развития региона - в 1960-70-х годах. В правительство Иркутской области просьб о создании новых таких объектов в последние годы не поступало. Мы развиваем действующую сеть. Но в связи с тем, что с 2024 года Иркутская область вошла в нацпроект "Беспилотные авиационные системы", в регионе идет формирование сети посадочных площадок и обеспечивающей инфраструктуры для беспилотной авиации. До 2030 года планируем построить девять посадочных площадок.
- Регион разрабатывает программу развития круизного туризма. Основным препятствием стало отсутствие современных причальных сооружений и нехватка судостроительных площадок на Байкале. Есть подвижки в этом вопросе?
- В текущем году Иркутской областью совместно с Республикой Бурятия был разработан туристический проект "Волшебный Байкал", который, в том числе, предусматривает строительство и реконструкцию причальных сооружений. Президентом РФ проект одобрен и включен в состав федерального проекта "Пять морей и озеро Байкал". На сегодня определены основные локации размещения причальных сооружений - это порт Байкал, причал Рогатка в Листвянке, город Байкальск, поселок Култук. Кроме того, в порту Байкал необходимо создать зимнюю стоянку для больших судов. Таким образом, разработан комплекс мероприятий для создания на Байкале современной портовой инфраструктуры, позволяющей развивать круизный туризм.
На строительство и реконструкцию причалов, по предварительной оценке, потребуется 15,5 млрд рублей. В связи со значительной стоимостью мероприятий правительством Иркутской области и мной лично были направлены обращения в правительство РФ о финансировании данных проектов за счет инфраструктурных бюджетных кредитов.
- Когда планируется начать строительство причалов?
- Думаю, что в 2026 году мы приступим к проектированию причалов на Байкале, а в 2028 начнем строительство усиленными темпами. Тут тоже может возникнуть много не учтенных вопросов. Все проекты будут проходить экологическую и строительную госэкспертизы.
Сейчас на судостроительной площадке Восточно-Сибирского речного пароходства (входит в группу "Истлэнд", судостроительная площадка находится в микрорайоне Солнечный Иркутска - ИФ) ведется строительство двух круизных судов проекта PV8714 в рамках обновления байкальской флотилии. Корабли будут эксплуатироваться в акватории Байкала. Это будут экономичные, энергоэффективные суда, оснащенные современным навигационным оборудованием и системами противопожарной безопасности. По сути - это комфортабельные отели на воде. После запуска этих судов можно будет говорить о восстановлении круизов по Байкалу.
- Можно ли ожидать включения в программу развития круизного туризма реки Ангары на участке ниже Иркутской ГЭС? Сейчас, насколько известно, речь идет о Байкале и Иркутском водохранилище.
- Иркутская область заинтересована в расширении сети круизных маршрутов. Вместе с тем необходимо провести оценку туристической привлекательности и технической возможности новых маршрутов с учетом причальной инфраструктуры, пропускной способности судовых ходов реки Ангары. Правительство Иркутской области планирует провести такую оценку с привлечением экспертов, прежде чем принимать решение.