Москва. 20 апреля. ИНТЕРФАКС - Строительство грузового флота для перевозок по Северному морскому пути (СМП) предполагает тесное международное сотрудничество с верфями из Кореи и Китая, рассказал в интервью "Интерфаксу" министр развития Дальнего Востока и Арктики Алексей Чекунков.
"На данный момент у нас сформированы планы развития Севморпути до 2030 года. Панируется строительство 55 грузовых судов ледового класса. В том числе 10 - для внутрироссийских перевозок, которые будут насыщать собой, в том числе, регулярную контейнерную линию. Что касается строительства грузового флота, то это будет международная кооперация. Исключительно силами российских верфей дополнительно 55 судов ледового класса не построить. У нас уже идет хорошая кооперация с корейскими верфями в рамках судоверфи "Звезда", строятся газовозы. Китайские верфи выражают большой интерес к участию в этой работе", - сказал он.
"В любом случае, приоритетно и по максимуму сначала будут загружены российские верфи. Однако заказ судов очень большой, построить в течение нескольких лет и новые верфи, и суда на них мы не успеем. Поэтому часть флота будет строиться за рубежом. Но только после 100-процентной загрузки верфей Российской Федерации мы будем рекомендовать заказчикам судов обращаться к зарубежным партнерам", - подчеркнул министр.
Комментируя темы расширения ледокольного флота, Чекунков напомнил, что четыре атомных ледокола уже строятся: "Урал" должен быть сдан в этом году, "Чукотка" - в 2024-м, "Якутия" - в 2026-м, флагманский "Лидер" будет сдан в 2027-м году. "На это предусмотрены все средства, строительство идет. На совещании у президента принято решение, что к этому набору добавится еще 6 ледоколов и 1 технологическое судно, на что будут выделено дополнительные как бюджетные, так и внебюджетные деньги. Строительство новых ледоколов планируется до 2030 года", - добавил он.
"Представители промышленности говорят, что могут обеспечить строительство дополнительных ледоколов. Скорее всего, это будут атомные суда, но в качестве альтернативы обсуждается вариант сделать их двухтопливными: дизель - СПГ. Атомная промышленность России находится на достойном уровне. Как пример, сейчас начинается строительство для Чукотки еще четырех плавучих атомных энергоблока наподобие "Академика Ломоносова" для энергообеспечения Баимского месторождения. При строительстве атомных ледоколов важным фактором является степень отечественной локализации, почти все на них российское", - отметил министр.
В части аварийно-спасательного флота и системы обеспечения за счет федерального бюджета строятся 16 судов, 13 вертолетов и новый большой расширенный центр министерства чрезвычайных ситуаций в Певеке. Дополнительно оценивается возможность строительства 30 аварийно-спасательных судов, чтобы обеспечить полное покрытие всей трассы, а также соблюдать регламентное время прибытия спасателей к судну в случае, если оно терпит бедствие. Также планируются три новых аварийно-спасательных центра МЧС на всём протяжении Северного морского пути - в Сабетте, Диксоне и Тикси, в Певеке уже строится.
Важный компонент работы Северного морского пути - арктическая спутниковая группировка. Запуск спутников планируется в 2022-2024 годах. Это обеспечит полное покрытие Севморпути интернетом, связью, инструментами анализа ледовой обстановки и гидрометеорологии.