Москва. 21 января. ИНТЕРФАКС - Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) не признал ответственности России за инциденты в Южной Осетии и Абхазии в 2008 году, в ходе отражения нападения Грузии на эти республики, сообщили в пресс-службе Минюста РФ.
"По результатам почти 12-летнего рассмотрения дела ЕСПЧ пришел к выводу, что на РФ не может возлагаться ответственность по Конвенции о защите прав человека и основных свобод за инциденты, произошедшие в ходе отражения российскими военнослужащими нападения грузинской армии на миротворческий контингент и местное гражданское население в период с 8 по 12 августа 2008 года", - говорится в сообщении пресс-службы, поступившем в четверг в "Интерфакс".
Также, отметили в ведомстве, суд "не поддержал утверждения властей Грузии о якобы вторжении Вооруженных сил РФ на территорию Южной Осетии 7 августа 2008 года, то есть до нападения грузинских военных на город Цхинвал".
Со своей стороны, уполномоченный РФ при ЕСПЧ - замглавы Минюста Михаил Гальперин заявил журналистам, что "грузинская сторона в этом деле пыталась безуспешно доказать, что Европейская конвенция о защите прав человека применяется не только в мирное время, но и в условиях боевых действий, что фактически подрывает основы международного гуманитарного права".
"Нам удалось убедить европейских судей в том, что правовая оценка действий российских вооруженных сил в Южной Осетии и Абхазии 8-12 августа 2008 года находится за пределами их юрисдикции. Также, ЕСПЧ не установил ни одного случая нарушения российскими военнослужащими прав гражданского населения во время событий августа 2008 года", - сказал замминистра.
По данным пресс-службы, доводы о безосновательности соответствующих претензий Грузии и исчерпывающие доказательства были представлены в ЕСПЧ в процессе обмена правовыми позициями, в том числе в рамках, состоявшихся в 2011, 2016 и 2018 годах публичных слушаний и опроса свидетелей и непосредственных участников рассматриваемых событий.
"Минюст России не согласен с рядом выводов ЕСПЧ, в том числе по вопросу возложения на российскую сторону ответственности за инциденты, имевшие место на территории Южной Осетии и Абхазии после 12 августа 2008 года, при том, что непосредственная причастность к ним российских военнослужащих так и не была установлена", - говорится в пресс-релизе.
В нем отмечается, что подобная оценка обстоятельств участия РФ в защите гражданского населения и предотвращении эскалации вооруженного конфликта "стала следствием использования ЕСПЧ концепции экстерриториальной юрисдикции, содержание которой расходится с позицией Международного суда ООН и общепризнанными нормами международного права".
"Постановление ЕСПЧ по делу "Грузия против России (II)" не содержит решения о денежной компенсации. Соответствующий вопрос оставлен ЕСПЧ для дальнейшего рассмотрения", - добавили в Минюсте.
Большая Палата ЕСПЧ в четверг опубликовала постановление по межгосударственной жалобе "Грузия против России (II)", предметом которой являются события августа 2008 года в Южной Осетии и Абхазии и их последствия.
В ночь на 8 августа 2008 года Грузия совершила вооруженное нападение на Южную Осетию. Россия встала на защиту мирного населения и своих миротворцев, работавших в регионе с 1992 года. В результате пятидневной войны погибли более тысячи человек, в том числе 72 российских военнослужащих.
В конце августа 2008 года Россия признала независимость Южной Осетии и Абхазии. После этого Тбилиси разорвал дипломатические отношения с Москвой. С декабря 2012 года между странами действует двусторонний диалог спецпредставителя премьер-министра Грузии по вопросам отношений с Россией Зураба Абашидзе с российским сенатором Григорием Карасиным. В рамках диалога стороны рассматривают в основном экономические и гуманитарные вопросы.
21 августа 2018 года Грузия внесла в ЕСПЧ межгосударственный иск против РФ, касающийся фактов "массовых притеснений грузинского населения" на территориях Абхазии и Южной Осетии и практики задержаний граждан Грузии на "оккупационной линии".
Грузия также обвиняла РФ в нарушении статей 14 (запрещение дискриминации) и 18 (пределы использования ограничений в отношении прав) Европейской конвенции.