Мнения 14 июня 2024 г. 09:12

В России "народилась" тема восстановления исторического наследия местными предпринимателями – Марина Старчикова

Причем бизнесу интересны практически все города, считает совладелица ресторанно-гостиничного холдинга WeFamilyGroup

В России "народилась" тема восстановления исторического наследия местными предпринимателями – Марина Старчикова
Фото: пресс-служба холдинга WeFamilyGroup

Москва. 14 июня. ИНТЕРФАКС – Региональные инвесторы все чаще вкладывают средства в восстановление исторических объектов и приспособление их под современное использование. Такую тенденцию заметила совладелица ресторанно-гостиничного холдинга WeFamilyGroup Марина Старчикова. Она рассказала, что мешает бизнесу активнее развивать это направление, почему лучшая помощь - это не мешать, и чем редевелопмент похож на искусство.

"Довольно много бизнесменов из малых и средних городов заинтересованы в устойчивом развитии территорий. Эти предприниматели, состоявшиеся, успешные, возвращаются на свою малую родину и пытаются восстанавливать не только памятники архитектуры, а пытаются вообще дать территории вторую жизнь. И если мы, например, пять лет назад об этом ничего не слышали, то сейчас "народилась" тема. Она новорожденная, маленькая еще, но она идет вперед, и я думаю, с каждым годом будет набирать обороты. Почему такая тенденция возникла именно сейчас? Потому что состоявшийся окрепший бизнес рано или поздно приходит к социальной деятельности", - рассказала эксперт.

"Но опять же – по силам, без принуждения и нагрузки. Нужно создавать такую среду, чтобы формировалась потребность в добрых делах", - подчеркнула Старчикова.

Она подчеркнула, что доходность таких объектов имеет не первостепенное, но важное значение.

"В этой работе не маржинальность на первом месте, а любовь. Но любовь может "закончиться" если инвестиции в проект будут бесконечными и бессмысленными. Такому проекту всегда нужен "донор", который генерирует доход. Но это не бизнес-модель. Пожалуй, больше всего такая работа напоминает мне воспитание ребенка самостоятельным, чтобы он мог себя сами прокормить рано или поздно. То же самое мнение у меня в отношении объектов. Каждый объект должен быть независим. Его нужно создавать с такими смыслами, чтобы он как минимум себя обеспечил, а ещё лучше, чтобы он давал возможности для развития, толчка для других", - пояснила Старчикова.

По ее мнению, "рецепт" успеха таких объектов основывается на популяризации – их нужно продвигать.

"Тут есть смысл провести аналогию с современным искусством. В определенные периоды это была дотируемая, благотворительная история. Но в какой-то момент ее стали активно популяризовать. Появилось достаточно большое количество музеев, быть художником стало модно и доходно. Тема становится окупаемой. То есть первое, что нужно сделать, это "извлечь" из небытия интересное направление и делать его популярным, модным, актуальным. Так и с развитием в малых городах: первое это популяризация. Проблема от чего? От отсутствия информации. Второе – это доступность. Нужно сделать доступным сценарий, когда посетители пойдут в музей, туристы пойдут по улицам, горожане и гости пойдут в кафе. Они будут оставлять здесь деньги. И город будет только от этого процветать. Тогда всё полетит", - говорит предприниматель.

Но развитию тенденции мешает ряд аспектов, например, невозможность получить финансирование на приемлемых условиях. "Если говорить про кредитование, то сейчас такие возможности теоретически есть, но они доступны в первую очередь для крупных предприятий, для масштабных инвестпроектов. Маленькие проекты штучные и реализуются на уровне ремесла", - сетует предприниматель.

Говоря о поддержке государства в части развития гостиничного бизнеса, эксперт отметила, что она также доступна в основном крупным компаниям и проектам.

"Сложная процедура получить кредит, у начинающего работать в этом направлении предпринимателя нет даже возможности пакет документов собрать. То есть для реальной поддержки нужны не только доступные деньги, но еще доступные процедуры. Их нужно упрощать", - порекомендовала она.

Говоря о работе с историческими объектами, Старчикова напомнила, что также крайне зарегулировано законодательство в части объектов культурного наследия (ОКН).

"При редевелопменте памятника архитектуры, конечно, тоже процедуры нужно как-то корректировать. Они очень сложные, они увеличивают срок реализации проекта на годы, а это все инвестиции, это все деньги, которые вынуты из основного бизнеса и по сути заморожены.

Она отметила, что колаборация бизнеса, государства и жителей – это идеал. И он чаще всего трудно достижим. Поэтому, когда власти хотя бы не противодействуют, жители формируют запрос, а бизнес видит способ его реализации – тогда все складывается.

"Как только это станет легко, мы увидим, что такие объекты как грибы начнут расти", - заверила Старчикова.

Она подчеркнула, что часто слышит от гостей жалобы на отсутствие инфраструктуры для туризма в региональных малых и средних городах.

"Поэтому бизнес будет инвестировать в  города, где сложился отложенный спрос, в первую очередь они интересны. Хотя в целом я думаю, что каждый город России - как человек: он уникальный, интересный, достойный и неповторимый", - резюмировала эксперт.

Все самое интересное читайте в нашем телеграм-канале.

Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще