Новости 8 июля 2024 г. 16:48

Правкомиссия поддержала законопроект об обязанности субъектов принимать свои программы страхования жилья от ЧС

Москва. 8 июля. ИНТЕРФАКС - Комиссия правительства по законопроектной деятельности поддержала положительный отзыв правительства на депутатский законопроект об обязанности субъектов РФ создавать и утверждать собственные программы добровольного страхования жилья от ЧС, сообщил "Интерфаксу" источник на страховом рынке, знакомый с текстом заключения.

Принятие предложенных в документе изменений должно запустить федеральный закон о добровольном страховании жилья от чрезвычайных ситуаций (ЧС) в РФ, который бездействует с момента принятия в 2018 году. Вместе с тем "в этом заключении содержится целый ряд замечаний, которые правительство рекомендует учесть авторам при доработке документа", подчеркнул он.

Законопроект был подготовлен комитетом Госдумы по региональной политике и местному самоуправлению, соисполнителем выступает комитет по финансовому рынку Госдумы. Проект вносит изменения в статьи 44 и 53 ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".

Предложенные депутатами поправки предусматривают превращение имеющегося в настоящее время права субъектов РФ на разработку и утверждение собственных программ добровольного страхования жилья граждан от рисков ЧС в обязанность такие программы создавать. Эти изменения потребовались в связи с тем, что конструкция добровольного варианта разработки таких программ регионами, заложенная законом о страховании жилья от ЧС (№320-ФЗ), не заработала с самого начала.

Региональные власти с программами медлили, их смущала перспектива софинансирования выплат по ним из бюджетов самих территорий (основное финансирование при серьезных ЧС по ущербу жилью по закону идет из средств федерального бюджета - ИФ). Не помогло и предложение Минфина снизить долю регионального софинансирования в ЧС-выплатах по страховым программам до мизерных значений. В итоге с момента принятия закона о добровольном страховании жилья граждан от рисков ЧС с 2018 года ни одна такая программа в стране не была принята, закон не работает.

Предложенные группой депутатов изменения о введении дополнительной обязанности регионов по защите интересов собственников жилья поддержали Минфин, Минстрой, Минэкономразвития, МЧС России, Минюст, Банк России. ГПУ президента РФ обратило внимание на необходимость учета замечаний правительства, изложенных в заключении, при доработке законопроекта, сказал собеседник агентства.

"Это можно сделать на этапе подготовки к рассмотрению во II чтении законопроекта. Депутаты вполне могут успеть с рассмотрением в I чтении данного законопроекта до конца весенней сессии с тем, чтобы подготовка к рассмотрению документа во II чтении могла состояться осенью этого года", - отметил он.

"Проектируемая норма станет новым полномочием органов государственной власти субъектов РФ. И это значит, что в соответствии со статьей 83 Бюджетного кодекса РФ потребуется дополнительная и уточняющая информация об источниках и о порядке исполнения новых видов расходных обязательств для регионов", - процитировал текст заключения собеседник "Интерфакса". Финансово-экономическое обоснование к законопроекту нуждается в уточнении.

Кроме того, правительство в заключении ставит под сомнение вывод авторов законопроекта о том, что его принятие "не потребует выделения дополнительных бюджетных ассигнований и не окажет влияния на доходы или расходы бюджетов бюджетной системы РФ". Этот вывод требует уточнения, говорится в заключении.

"Скорее всего, ко II чтению Минфин РФ сможет представить законодателям проекты нормативных документов, уточняющих порядок финансовых расходов на участие бюджетов территорий в выплатах по возмещению ущерба жилью при ЧС. Другая часть выплат, согласно принятому закону о ЧС-страховании жилья, естественно, будет осуществляться страховщиками, работающими в подобных программах регионов. Как будет реализована страховая часть выплат, они в целом понимают", - полагает собеседник агентства.

"В принципе ЧC-расходы по возмещению ущерба жилью уже заложены по статье бюджета регионов на возмещение ущерба от ЧС, но в составе других, более широких. Видимо, требуется, чтобы все расчеты и все звенья финансового пути, вся финансовая конструкция в системе возмещения по полисам с бюджетной поддержкой были четкими и прозрачными", - предположил он.

В заключении правительства также говорится о предоставлении льгот страхователям и страховщикам как об условии запуска закона о страховании жилья на территории страны.

"Для достижения цели предлагаемого законопроектом регулирования необходимо ввести меры, стимулирующие страховщиков участвовать в программах, а также меры, стимулирующие граждан заключать договоры страхования в рамках программ страхования жилья", - процитировал заключение собеседник агентства.

Комментируя этот тезис "Интерфаксу", президент Всероссийского союза страховщиков (ВСС) Евгений Уфимцев допустил, что к стимулам для страхователей можно отнести подход, который при наличии страховых полисов для граждан меняет порядок получения возмещения имущественного ущерба при ЧС.

Без страхования государство гарантирует компенсацию за ущерб жилью от ЧС по минимуму - с учетом фактора единственного жилья, а также из расчета по социальным нормам жилья на человека, пояснил Уфимцев.

"Если у человека пострадало от ЧС не одно, а несколько принадлежащих ему объектов недвижимости, то государство только при условии страхования вместе со страховщиками будет участвовать в выплатах не по одному, а по нескольким застрахованным объектам. Кроме того, сама выплата будет в этой ситуации рассчитываться не по социальным нормам на каждого проживающего, а из оценки всей рыночной стоимости поврежденного жилья. Если на площади 100 квадратных метров проживал один человек, то при условии страхования он получит выплату из расчета стоимости всего этого жилья", - пояснил глава ВСС. Такого рода льготы для страхователей должны быть закреплены законом и нормативными актами, считает он.

Страховщики видят препятствие для запуска закона о страховании жилья отсутствие в нем положения о контрольном органе, который отвечал бы за реализацию закона. "Так, закон об агростраховании от ЧС с господдержкой в значительной степени реализуется при поддержке трех госрегуляторов - Минсельхоза, Минфина и Банка России. Все это закреплено законом", - подчеркнул Уфимцев. Ответственного за реализацию закона о страховании жилья пока нет.

С другой стороны, для самих страховщиков в качестве стимулирующей меры крайне важно получить право собирать платежи по ЧС-полисам через строку в платежках на коммунальные услуги, полагает президент ВСС. Добровольное согласие владельца жилья-страхователя при этом предполагается.

Простота оплаты полиса обеспечит широкий охват страхователей, позволит предоставить рассрочку платежей, сократит издержки страховщика, которые сильно могут сказаться на повышении стоимости страховки при отсутствии такой опции для клиентов, отметил глава ВСС. Такая возможность для страхователей потребует нормативного закрепления.

Как следует из предварительных обсуждений участников рынка, страховщики имущества физлиц опасаются кумуляции рисков на конкретных территориях, подверженных ЧС, им важно иметь возможность перестраховывать такие риски через "Российскую национальную перестраховочную компанию" (РНПК, 100%-ная дочка ЦБ). Это нивелирует риски больших убытков у страховщиков, активно страхующих жилье на подверженных ЧС территориях. Это условие также можно считать льготой для прямых страховщиков.

При этом в законе об РНПК одной из целей при создании компании была определена задача участия в реализации закона о добровольном страховании жилья граждан от рисков ЧС.

Сложные погодные условия 2024 года и обильные паводки привели в ряде регионов РФ к большому ущербу жилому фонду. Согласно наблюдениям страховщиков, жители таких территорий нередко кидались оформлять имущественные страховки, когда большая вода опасно подступала к их кварталам, они получали отказы от страховщиков в страховании из-за слишком высоких рисков. Запуск федерального закона о страховании жилья обеспечил бы дополнительную поддержку гражданам на единых принципах, при этом архитектура каждой из региональных программ страхования жилья могла бы отражать специфику ее рисков.

Все самое интересное читайте в нашем телеграм-канале.

Теги
Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще