Сейчас законодательство не содержит требований к надёжности застройщика на начало привлечения денег дольщиков
Москва. 19 февраля. ИНТЕРФАКС-НЕДВИЖИМОСТЬ - Госдума на заседании в пятницу приняла в первом чтении правительственный законопроект об ответственности застройщиков перед дольщиками при строительстве многоквартирных домов.
Как отметила на заседании Госдумы замминистра строительства Наталья Антипина, нынешнее законодательство не содержит требований к надёжности застройщика на начало привлечения средств граждан.
"Законодательство позволяет начать привлечение средств граждан, например, застройщиком, который имеет задолженность по налогам, находится в одной из стадий банкротства и даже в стадии ликвидации. Также допускается, чтобы застройщик не имел собственного капитала", - сказала Н.Антипина.
Законопроект предполагает поэтапное введение новых требований. С 1 марта 2016 года вступят в силу дополнительные требования к минимальному размеру собственного капитала застройщиков. Он должен составлять не менее 5% от величины, рассчитываемой как произведение общей площади жилых помещений в многоквартирных домах, строящихся застройщиком с привлечением средств дольщиков, на среднюю цену одного квадратного метра общей площади жилого помещения на первичном рынке жилья. В том случае, если размер собственного капитала застройщика не соответствует этому требованию, сумма собственного капитала застройщика и собственных капиталов юридических лиц, заключивших договор поручительства с застройщиком, должна составлять не менее 1 млрд рублей.
Как сообщалось ранее, депутат Госдумы Александр Хинштейн считает, что норма о сумме собственного капитала в размере 1 млрд рублей не реализуема, так как "у нас в России нет ни одной группы компаний, у которых собственные средства превышают миллиард рублей". Он также отметил, что эта норма может привести к монополизации рынка.
Законопроект также устанавливает требование к раскрытию застройщиком информации на его официальном сайте в интернете. Кроме того, законопроект предусматривает расширение полномочий контролирующих органов исполнительной власти субъектов РФ в части контроля за целевым использованием застройщиком денежных средств, уплачиваемых дольщиками, а также наделение таких органов полномочиями по контролю за привлечением денежных средств граждан жилищно-строительными кооперативами.
С 1 июля 2016 года законопроектом предусматривается создание и ведение уполномоченным федеральным органом исполнительной власти единого реестра застройщиков, а с 1 января 2017 года предусматривается расширение целей использования денежных средств, уплачиваемых участниками долевого строительства.
Законопроект также предусматривает использование механизма банковского проектного финансирования строительства многоквартирных домов и иных объектов недвижимости с открытием счетов эскроу для размещения средств дольщиков в качестве одного из возможных способов обеспечения прав участников долевого строительства. В целях регулирования нового механизма в документе предусматриваются особенности открытия, ведения и закрытия счета эскроу для расчетов по договору участия в долевом строительстве.
Законопроект также легализует право застройщика использовать средства дольщиков на строительство социальных объектов, которые будут переданы в собственность государства.
"Сегодня закон не разрешает относить затраты на строительство социальной инфраструктуры на себестоимость, поскольку такие затраты не признаются целевыми. И предлагается признать затраты на строительство социальной инфраструктуры целевыми, если они безвозмездно передаются застройщиками в государственную или муниципальную собственность, что в основном и происходит сегодня на практике", - сказала Н.Антипина.
Законопроект был внесен под названием "О внесении изменений в федеральный закон "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации".