Interfax-Russia.ru — Москва надеется на урегулирование транзита в Калининград, но не исключает и развития ситуации по худшему сценарию.
Еврокомиссия в ближайшее время планирует выпустить разъяснение, которое позволит России возобновить ограниченные Вильнюсом поставки в Калининград через Литву. Как сообщает немецкий журнал Der Spiegel, ЕК планирует разрешить Москве использовать транзитный маршрут для всех товаров, но только в ограниченных количествах.
В Евросоюзе рассчитывают, что этот шаг положит конец разногласиям, которые не только были значительным источником напряженности между Россией и Брюсселем, но и выявили глубокие разногласия внутри ЕС в отношении правильного подхода к Москве.
По данным Der Spiegel, такое решение поддерживают в Берлине — именно правительство Германии настаивало на данных шагах, чтобы избежать эскалации с Москвой. Правда, против этого выступают в литовским правительстве. Издания назвало этот вопрос "деликатным", поскольку Еврокомиссия хочет не ставить в неловкое положение Вильнюс.
Вместе с тем, как напоминает агентство Bloomberg, в июле должен вступить в силу очередной запрет ЕС на ряд российских товаров.
"Новый пакет... будет охватывать исправления ранее утвержденных мер, которые могут включать корректировку правил транзита подсанкционных товаров в российский анклав Калининград", — процитировало агентство своих анонимных собеседников в ЕС.
По данным агентства, Еврокомиссия стремится согласовать новые правила с Вильнюсом до этого на фоне опасений, что его противостояние с Москвой может обостриться.
В конце минувшей недели замглавы МИД РФ Александр Грушко отметил, что Россия довела до Евросоюза свои озабоченности по поводу ситуации с запретом на транзит через Литву в Калининград и исходит из того, что они были услышаны.
"Разумеется, мы работаем по нескольким направлениям: первое — все-таки у нас есть определенный диалог с Европейским союзом, мы довели наши озабоченности. Мы, я думаю, сумели объяснить им, что те решения, на которых настаивала Литва, они обернутся серьезными издержками не только для Литвы, но и для самого ЕС. И этот сигнал, судя по публичным заявлениям, которые делают представители Еврокомиссии и Европейской внешнеполитической службы, дошли до адресата, — там озаботились этой проблемой", — сообщил он журналистам.
И конечно, добавил Грушко, Москва работает над пакетом ответных контрмер.
"Но самое главное для нас — это вопросы жизнеобеспечения Калининградской области. Эта работа началась не вчера, она продолжается уже много лет, десятилетия. И хотел бы ответственно заявить о том, что при любом развитии ситуации, калининградцы не будут страдать ни от чего, у нас есть все возможности для того, чтобы обеспечить все необходимое для жизнедеятельности, экономического и социального развития региона", — подчеркнул замминистра.
По его словам, говоря о выходе "на рациональную формулу урегулирования возникшей проблемы", Москва надеется, что "рациональное решение будет найдено".
В Кремле накануне также заявили, что рассчитывают, что в ситуации с блокировкой транзита в Калининградскую область "какой-то здравый смысл возобладает".
"Мы ждем урегулирования этой ситуации, как мы уже неоднократно говорили, мы надеемся на лучшее, но, конечно, и обдумываем различные сценарии в случае худшего развития событий", — сказал пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков журналистам.
Ожидает отмены запрета на транзит ряда товаров в Калининградскую область и глава региона Антон Алиханов. В интервью "Ведомостям" губернатор напомнил, что при принятии первых четырех пакетов санкций ЕС против Москвы "ничего не было про транзит из России в Россию".
Пятый пакет санкций, по его словам, касался в том числе ограничения перевозчиков, однако после напоминания постпредом России в ЕС Владимиром Чижовым про Калининград, в санкциях прописали исключение.
"Но в первой половине июня Европейская комиссия по запросу литовской стороны направила разъяснения, где среди прочего был пункт о том, можно ли пропускать транзитом в/из Калининградской области товары, попавшие под санкции во взаимной торговле между ЕС и Россией", — сообщил Алиханов.
Он указал на то, что до этого разъяснения Литва пропускала российские товары Калининград, поэтому заявление европейцев о поэтапном раскрытии ограничений назвал "откровенной ложью".
"Например, ограничения на торговлю цементом действовали сразу же после принятия санкционного пакета, но при этом никто не ограничивал проезд российского цемента через Литву к нам. То есть литовцы на уровне властей, скажем так, среднего уровня — таможенников, пограничников, железнодорожников — пропускали транзит. Для Литвы транзит — один из серьезных источников заработка, пополнения бюджета и, в принципе, занятости. И только когда пришли разъяснения от Еврокомиссии, они перестали пропускать (грузы)", — отметил глава Калининградской области.
Он сообщил, что со своей стороны подготовил и передал в правительство и администрацию президента проект ответных мер.
"Это меры различного характера, давайте обсуждать их в том случае, если необходимость их принятия будет 100%. Но я повторюсь: нам есть чем экономически ответить, и весьма критично для Литвы", — уточнил Алиханов.
По его мнению, они могут вызвать кризис для транспортного комплекса стран Прибалтики.
"Транспортный комплекс Прибалтики в принципе может быть уничтожен в том случае, если Россия применит антисанкции в отношении грузов, которые идут в сторону Прибалтики и из нее", — сказал глава региона.
При этом он считает, что вполне возможно добиться от Евросоюза изменений в санкционном пакете, чтобы ограничения на транзит грузов в Калининград были сняты. По его словам, по этому направлению "не утрачен потенциал", так что вводить ответные меры пока преждевременно.
Вместе с тем Алиханов назвал экономический ответ России в отношении Прибалтики "гораздо более эффективной мерой и крайне разрушительной", сравнив его с нейтронным оружием: "Россия может сделать так, что половины экономики Литвы не будет. Просто такое ощущение, что Литва не понимает, что Калининградская область — это часть России и что за нас есть кому вступиться, мы не один на один с проблемой".