Interfax-Russia.ru — Управление аэропортом "Пулково" передают специально создаваемому новому российскому холдингу, который будет распоряжаться голосами иностранных инвесторов авиагавани.
Президент РФ Владимир Путин накануне подписал указ "О применении специальных экономических мер в сфере воздушного транспорта в связи с недружественными действиями некоторых иностранных государств и международных организаций".
Подписанный документ меняет структуру владения управляющей компанией аэропорта "Пулково", 25% в которой контролирует германский холдинг Fraport. Право распоряжаться голосами Fraport и других иностранных инвесторов "Пулково" временно передаются российским юрлицам.
"Пулково" — международный аэропорт, имеющий статус федерального значения, располагается в 15 км от центра Санкт-Петербурга. С 29 апреля 2010 года имуществом "Пулково" управляет ООО "Воздушные ворота северной столицы" (ВВСС). В состав акционеров консорциума ВВСС входят компании "ВТБ Капитал", Fraport AG, катарский суверенный фонд QIA, а также консорциум международных инвесторов.
Холдинговой компанией ВВСС является кипрская Thalita Trading. На момент передачи "Пулково" в концессию в 2010 году крупнейшими участниками консорциума были структуры ВТБ (50%) и Fraport (35,5%). В дальнейшем структура владения Thalita Trading несколько раз менялась. В частности, Fraport в 2016 году продал часть своей доли катарскому суверенному фонду QIA, а в 2017 году в компанию вошел консорциум инвесторов с участием РФПИ, Mubadala и Baring Vostok. В результате, как минимум на конец 2021 года, доля ВТБ в Thalita Trading оценивалась в 25,01%, у Fraport и РФПИ с соинвесторами было по 25%, у QIA — 24,99%.
По данным прошлогодней отчетности ВВСС, в капитале компании оставались структуры ВТБ, Fraport и катарского фонда, другими участвующими обществами там были указаны кипрские Lovidius и Mevelida.
Соглашение о государственно-частном партнерстве (ГЧП) между ВВСС, Петербургом и принадлежащим ему АО "Аэропорт "Пулково" было заключено на 30 лет. На его основании ВВСС получили право управлять аэропортом, одновременно выполняя обязательства по масштабной реконструкции. По условиям соглашения ВВСС ежегодно должны выплачивать в пользу "Пулково" и Петербурга концессионный платеж, состоящий из двух частей — постоянной и переменной. Однако в марте оператор петербургского аэропорта направил правительству Санкт-Петербурга уведомление о дефиците финансовых средств, в связи с чем отложил выплату переменного концессионного платежа за 2021 и 2022 годы на сумму почти 3 млрд рублей.
Вместе с тем, по данным отчетности ВВСС, 2022 год компания закончила с чистой прибылью в 4 млрд 800 млн рублей (+23%) при выручке в 17 млрд 200 млн рублей (+5%). Объем долгосрочных обязательств на конец года был на уровне 6 млрд 200 млн рублей (+47% к концу 2021 года), краткосрочных — 22 млрд 200 млн рублей (-18%), включая 14 млрд 200 млн рублей краткосрочных заемных средств (-33%). Кредиторами ВВСС выступали ВТБ и Альфа-банк.
Комплекс мер, прописанный в указе президента РФ, обосновали "угрозой национальным интересам и экономической безопасности РФ, возникшей в результате нарушения некоторыми иностранными юрлицами обязательств, которые связаны с управлением обществом с ограниченной ответственностью "Воздушные ворота северной столицы", являющимся стороной соглашения о создании, реконструкции и эксплуатации на основе ГЧП объектов, входящих в состав имущества аэропорта "Пулково", заключенного 30 октября 2009 года".
Согласно указу, 100% долей в ВВСС, которые сейчас принадлежат кипрской Thalita Trading, передаются в новое ООО "Холдинг ВВСС". Его, в свою очередь, создает правительство РФ, уставный капитал нового ООО — 169 млрд рублей. Холдинг ВВСС создается в порядке, установленном правительством, при этом оно не является учредителем общества. Ими станут бенефициары ВВСС, которые до сих пор владели долями в УК аэропорта через Thalita Trading.
В указе Путина доли российских и иностранных участников создаваемого "Холдинга ВВСС" прописаны следующим образом: 25% у Fraport AG Frankfurt Airport Services Worldwide; 16,79% и 8,22% у ООО "Бизнес-Финанс" и ООО "ВТБ Инфраструктурный Холдинг"; 2,33% у ООО "Перспективные промышленные и инфраструктурные технологии-7"; 24,99% у F3 Holding LLC; 7,99% у Thirty Seventh Investment Company LLC; 7,48% у Nomeliar Ltd; 3,5% у Ayar International Investments Company; 1,26% у Bahrain Mumtalakat Holding Company; 1,05% у Felmen Ventures Limited; 1,04% у Zamoralo Holdings Ltd; 0,17% у Co-Investment Partnership 1, L.P.; 0,16% у Co-Investment Partnership V, L.P.; 0,02% у Mevelida LTD. В целом доли основных владельцев новой структуры соответствуют ранее известным долям крупнейших собственников Thalita.
C даты создания "Холдинга ВВСС" прекращаются обязательства по договорам займа, заключенным участниками Thalita их аффилированными лицами и включенным в перечень, определяемый правительством.
Единоличный исполнительный орган "Холдинга ВВСС" и его устав утвердит правительство. При этом в указ отмечено, что устав должен предусматривать временную передачу двум российским юрлицам права распоряжаться голосами, приходящимися на доли иностранных компаний в уставном капитале холдинга (ООО "Перспективные промышленные и инфраструктурные технологии-7" — доли Thirty Seventh Investment, Nomeliar Ltd, Ayar International Investments, Bahrain Mumtalakat Holding, Felmen Ventures, Zamoralo Holdings, Co-Investment Partnership 1 и Co-Investment Partnership V; ООО "Воздушные Ворота Северной Столицы" — доли Fraport, F3 и Mevelida).
Права участников "Холдинга ВВСС" могут быть восстановлены на основании их заявлений, при условии, что они заключат корпоративные договоры с другими участниками и будут соблюдать требования законодательства РФ, отмечается в указе.
Немецкий Fraport еще в марте прошлого года (вскоре после начала военной операции РФ на Украине) объявил о намерении выйти из капитала ООО "Воздушные ворота северной столицы". Компания сообщала, что обдумывает варианта выхода, уточняя при этом, что концессионный контракт исключает продажу пакета.
Позднее, в мае 2022 года, со ссылкой на гендиректора компании Штефана Шульте уточнялось, что из-за контрактных ограничений продажа пакета будет возможна только после 2025 года.
"Fraport, конечно же, сделает все, что в его силах, чтобы вернуть свои активы и избежать потерь в максимально возможной степени. В то же время мы полностью поддерживаем и уважаем применяемые и становящиеся все более суровыми (антироссийские — ИФ) санкции. Однако из-за контрактных ограничений мы не сможем продать нашу долю до 2025 года", — говорилось в заявлении Шульте, подготовленном для предстоящего собрания акционеров Fraport.
На тот момент он оценил стоимость доли Fraport в ВВСС в 111 млн евро после корректировки на 48 млн евро, произведенной в I квартале 2022 года. Шульте также посчитал тогда незначительными для активов группы последствия событий на Украине и связанные с ними санкции для пассажирских и грузовых потоков. Ожидалось, что по итогам 2022 года Fraport получит 3 млрд евро выручки и от 50 до 150 млн евро чистой прибыли, при этом показатели будут зависеть от дальнейших действий России.
Как заявлял на Восточном экономическом форуме журналистам глава ВТБ Андрей Костин, долей немецкой аэропортовой группы Fraport в ВВСС интересовались многие российские профильные инвесторы.
"Все, кто имеет аэропорты в России, интересуются "Пулково", — сказал он, уточнив, что параметры выхода немцев должны быть определены до конца этого года.
По словам Костина, эта тема обсуждает уже год.
"Там были разные покупатели, были даже иностранные покупатели, но потом они немножко труханули, поэтому посмотрим", — добавил он.
Также глава ВТБ сообщил о планирующейся редомициляции оператора "Пулково", назвав ее главной задачей на текущий момент. Костин пояснял, что запланированный "переезд" связан с возникшими из-за большого иностранного участия проблемами с управлением. Хотя, по его словам, компании "дружественные", но зарегистрированы были через Кипр.