Interfax-Russia.ru — Выставка "Сохраняя историю. Реставрационным мастерским Русского музея 100 лет" начинает работу в корпусе Бенуа в четверг.
"Мы показываем ту часть повседневной и достаточно напряженной работы музея, которая скрыта от глаз посетителей, но является очень важной, определяющей во многом главное наше предназначение — хранить подлинность истории", — сказал журналистам генеральный директор Русского музея Владимир Гусев.
В экспозиции представлены 330 экспонатов из коллекции музея — наиболее интересные с реставрационной точки зрения произведения живописи, иконы и графические работы, предметы декоративно-прикладного и народного искусства, а также скульптуры, восстановленные в разное время. Около 30 из них, включая полотна "Последний день Помпеи" Карла Брюллова, "Медный змий" Федора Бруни, икону XIV века "Борис и Глеб", выставлены на своих постоянных местах хранения в залах. Каждый экспонат сопровождает информация о состоянии до попадания в реставрационные мастерские и проделанной с ними работе.
В числе выставленных в рамках экспозиции картин — "Гитарист" Василия Тропинина, отреставрированная в 1956 году. К специалисту она попала с повреждениями и утратой части холста, местами осыпавшимся красочным слоем, ветхим и "перегоревшим" авторским слоем. Реставратор, прежде всего, выполнил техническое восстановление полотна: укрепил живопись, устранил деформации и заделал прорывы холста. Чтобы вернуть портрету авторский колорит и тональное решение, работу Тропинина освободили от поздних записей и наслоений лака. На завершающем этапе специалист затонировал проблемные места и покрыл произведение реставрационным лаком.
Сложный путь восстановления прошла и икона "Собор Архангелов и Ангелов", написанная в 1816 году и отреставрированная в 2008 году. При поступлении к реставраторам на ней имелись отслоения красочного слоя, мелкие утраты и выкрошки грунта; изображение находилось под неравномерным слоем потемневшей сгрибленной олифы, а поверхность иконы была сильно загрязнена. Перед началом восстановления специалисты провели микрохимические исследования, чтобы установить состав покровного слоя и определить особенности работы с ним. В процессе реставрации грунт и красочный слой укрепили клеевым раствором; стойкие загрязнения поверхности осторожно удалили бычьей желчью; олифный слой сделали тоньше и выровняли при помощи расточки с мелкой наждачной бумагой и микроскальпеля, которыми пользовались всухую, без применения растворителей. После раскрытия икону покрыли реставрационным лаком, а утраты красочного слоя затонировали.
Как отметила заместитель гендиректора Русского музея по учету, хранению и реставрации музейных ценностей Ольга Бабина, выставку готовили несколько лет. Посетители впервые увидят деятельность реставраторов во всей полноте.
"Это результат большого коллективного музейного труда. Посетители получат возможность буквально попасть в каждый фондовый уголок Русского музея: здесь народное искусство, живопись, камень, миниатюра, предметы бронекладовой, иконопись, живопись на шелке, пергаменте", — сказала Бабина.
Выставка, организованная при поддержке ПАО "Газпром", продлится до 18 июля.
Служба реставрации музейных ценностей Русского музея считает датой своего рождения 25 апреля 1922 года. Тогда благодаря усилиям Петра Нерадовского, Николая Околовича и Николая Сычева была сформирована первая самостоятельная реставрационная мастерская. Сейчас Служба реставрации музейных ценностей учреждения состоит из 13 отделов, каждый из которых специализируется на определенных техниках и направлениях искусства, и двух вспомогательных подразделений (отделы химико-биологических исследований и координации реставрационной деятельности). По данным Русского музея, в среднем в течение года через реставрационные мастерские проходит около 4,5 тыс. предметов, из них около 300 — экспонаты, которым потребовалось сложное восстановление.