Санкт-Петербург. 18 ноября. ИНТЕРФАКС СЕВЕРО-ЗАПАД - В Пикетном зале Зимнего дворца в пятницу открывается выставка "Пантеон Ипполита Робийяра. Портретная фотография в России 1860-х годов", сообщает пресс-служба Эрмитажа.
На экспозиции впервые будут представлены более 50 лучших светописных произведений французского фотохудожника из собраний Санкт-Петербурга и Москвы.
Среди них - уникальные материалы из личного архива Робийяра, которые демонстрируют высочайший уровень развития ранних технологий светописи и творческие искания мастеров, работавших в России 1860-х годах.
"Удачное продолжение знаменитой серии выставок о становлении искусства фотографии в России. Творческая биография Робийяра увлекательна - французский мастер пастели переходит на "светопись" и создаёт тонко "написанную" галерею светских портретов, в том числе эталонные образы членов императорской семьи", - отметил директор Эрмитажа Михаил Пиотровский.
Ипполит Шарль Габриэль Робийяр (1804/1806 - 1888) - французский художник, который был широко известен в России в середине XIX века. Сначала он прославился как мастер пастельного портрета, но настоящую известность приобрёл в первой половине 1860-х годов как фотограф, владевший одним из самых популярных фотоателье в Петербурге.
Творческую биографию Робийяра можно условно разделить на две части: первая половина прошла во Франции, вторая прочно связана с Россией, куда он приехал уже зрелым человеком и сложившимся мастером. Художник прибыл в Петербург в мае 1844 года для участия в масштабном проекте - издании "Императорской Эрмитажной галереи".
В период с 1845 по 1847 годы Робийяр создавал графические копии с картин Военной галереи Зимнего дворца для историко-художественного труда "Император Александр I и его сподвижники в 1812, 1813, 1814 и 1815 годах".
В 1850-х годах Робийяр играл заметную роль в культурной жизни Петербурга как популярный портретист. Обращение автора к светописи объясняется не только его увлечением новым искусством, но и тем, что публика стала терять интерес к пастели. Со второй половины 1850-х годов фотография становится доступнее: широкий выбор камер и качественных расходных материалов позволял быстрее освоить светописную науку и добиться вполне приличных результатов.
Вершиной профессионального успеха Робийяра в качестве модного столичного светописца стало создание портретной галереи Романовых, над которой фотохудожник трудился, начиная с 1862 года и вплоть до прекращения своей деятельности в 1865 году. Творческой удачей мастера стал портрет великих князей Николая и Александра Александровичей, выполненный в марте 1862 года.
На выставке представлены также детские снимки, демонстрирующие мастерство художника. Особой выразительностью отличаются фотографии великой княжны Марии Александровны, снятые в 1862-1864 годах.
Посетители выставки смогут познакомиться с личным архивом Робийяра, в котором сохранились уникальные документы, раскрывающие особенности деятельности фотоателье. Большой интерес вызывают незавершённые работы мастера. Прежде всего, заготовки для снимков в формате carte de visite, выполненные на тонкой бумаге и оставшиеся неразрезанными.