Санкт-Петербург. 25 декабря. ИНТЕРФАКС СЕВЕРО-ЗАПАД - В Музее антропологии и этнографии РАН (Кунсткамера) в пятницу открывается выставка стереографии начала XX века, сообщает пресс-служба Кунсткамеры.
Она представляет стереофотографию как разновидность научного документа. Стереоизображение - пара одинаковых картинок, совмещающихся при просмотре - первая технология, позволяющая создавать объёмную визуализацию. Стереоскопическая фиксация появилась как развлечение, но оказалась очень важной для научных исследований в начале XX века. Её использовали для фотофиксации исторических и биологических объектов, построений в топографии, географии, вулканологии, архитектуре, криминалистике и многих других научных областях.
"Но самое интересное, что поначалу учёные оценили не столько измерительные и визуализационные возможности стереофотографии, сколько её удобство! Стереофотокамеры были не только легче (по весу) и проще в обращении, но и значительно дешевле. Они позволяли делать моментальные съёмки с рук, без длительной подготовки, без установки камеры на штатив, без выстраивания линии горизонта и поиска удачного ракурса", - отмечают в музее.
В фотоколлекции Кунсткамеры хранится большое количество стереоизображений первой трети XX века. Они представляют различные регионы и культуры мира. В фокусе новой временной экспозиции - коллекция стереоскопических негативов, созданных в 1909 году в ходе археолого-этнографического исследования на территории Восточного Туркестана (субрегион Центральной Азии).
Впервые посетитель музея сможет увидеть стереодокументы в качестве предмета коллекции и оценить раннюю технологию объёмной визуализации, столь популярной сегодня.
Автор представленных фотографий - Самуил Дудин. В экспедиции 1909 года он впервые в своей работе опробовал технику стереофотосъёмки в качестве моментальной регистрационной фиксации в путешествии. Исследователи изучали памятники, расположенные в Карашаре и Турфане, - районах, через которые проходил северный маршрут Великого шёлкового пути.
Учёные обследовали развалины буддийского монастыря, названного Ольденбургом Шикшинским Мин-уем ("тысяча домов") в районе древнего города-государства Карашар в Карашарском округе; занимались "расчисткой" небольшого храма в Яр-хото - второго по величине города некогда богатого Турфанского княжества, созданного уйгурами в IX веке.
Отдельный сюжет выставки - условия, в которых работала экспедиция. В фотографиях отражены особенности полевой жизни: работа и отдых, средства и способы передвижения, перевозимые экспедицией грузы, портреты участников экспедиции. Именно такого рода документы редко встречаются в ранних коллекциях, так как фотонегативы были дорогостоящим, хрупким и ограниченным в количестве материалом: их экономили для научной съемки.
Стереофотографии древних построек и комплексов были лишь эскизами для последующего создания индивидуальных детальных изображений памятников на широкоформатных негативах. Дудин смог создать с помощью легкой и непритязательной стереофотокамеры поэтический рассказ о научной экспедиции. В его коллекции преобладают архитектурно-ландшафтные съёмки.
Часть экспозиции знакомит с историей стереофотоаппаратов, а современные технологии позволяют своими глазами убедиться, что два одинаковых снимка, совмещенных определённым образом, действительно создают объемный 3D-эффект.