Санкт-Петербург. 24 мая. ИНТЕРФАКС СЕВЕРО-ЗАПАД - В Музее-памятнике "Исаакиевский собор" в среду открывается выставка графики "Город и горожане. Повседневная жизнь Петербурга в художественной культуре XIX века", приуроченная к 320-летию северной столицы.
Как сообщает пресс-служба музея, посетители смогут увидеть более 70 предметов. Экспозиция представит художественные работы известных мастеров "золотого века" русской культуры.
"В центре внимания художников и граверов оказалось не только архитектурное великолепие парадного Петербурга, но и его жители. Усиливался акцент на "обитаемости" города - стаффаж (от нем. staffieren - украшать картины фигурами) не просто придавал композиции завершенности, но приобретал сюжетность и формировал представление о характерных особенностях повседневности города на Неве. Прогуливающиеся дамы, несущиеся на всех парах конные экипажи, спешащие чиновники, разносчики и торговцы наполняли произведения динамикой и дыханием настоящей городской жизни", - говорится в сообщении.
Одним из наиболее значимых событий в жизни Петербурга этого периода стало возведение Исаакиевского собора, начавшееся в 1818 году. Затянувшееся на 40 лет масштабное строительство, потребовавшее применения многочисленных технических новшеств, стало темой общественных дискуссий. Резонанс вокруг грандиозного проекта Огюста Монферрана нашел воплощение в искусном скульптурном шарже, созданном в 1848 году. Эта работа стала ярким дополнением выставки.
После публикации архитектором проектов здания и его фасадов, многие художники стремились "заглянуть в будущее" и представить городские виды с уже возведенным храмом. Поэтому на гравюрах, созданных до внесения и утверждения существенных изменений в облик собора, можно увидеть первоначальный замысел зодчего. Наиболее точные и впечатляющие литографии панорам, открывающих вид на Исаакиевский собор, были созданы французом Бенуа по оригиналам Монферрана.
На литографиях художника и графика Дюрана можно увидеть Петропавловский собор, Михайловский замок, возвышающийся над зеленью Летнего сада, по аллеям которого прогуливаются горожане, Александринский театр, окруженный ожидающими представления зрителями, смотровую вышку на Большой Морской улице, заполненной местными рабочими и торговцами. На гравюрах Перро, Дамам-Демартре, Галактионова - как гражданские и торговые судна, парусники, баржи и рыбацкие плоты движутся по невским водам мимо возвышающихся зданий Академии художеств, Биржи и Адмиралтейства.
Особого внимания заслуживают изображения русской зимы - заснеженные улицы, заполненные каретами и санями; укутанные в меха горожане, поглощенные зимними развлечениями; соревнования конных троек на льду Невы, огромные катальные горки и масленичные гуляния.
Выставка экспонируется в Часовне-музее храма Воскресения Христова (Спас на Крови).