Новости 16 августа 2023 г. 18:02

Российские палеонтологи установили возраст динозавра, найденного в Монголии в 1990-х

Санкт-Петербург. 16 августа. ИНТЕРФАКС СЕВЕРО-ЗАПАД - Ученые Санкт-Петербургского государственного университета (СПбГУ) и Палеонтологического института имени А. А. Борисяка РАН установили возраст динозавра, чей скелет был обнаружен в Монголии в 1996 году, что позволило сделать выводы о путях эволюции альваресзаврид, обитавших в конце мелового периода (99,6-66,0 млн лет назад), сообщает пресс-служба СПбГУ в среду.

Долгое время считалось, что эти остатки парвикоруса - представителя семейства альваресзаврид - принадлежали взрослому, но очень маленькому (около 40 см) животному, однако палеонтологи сделали противоположное заключение по итогам исследования.

"Мы считаем, что, если бы этот динозавр был взрослым, в костях были бы годовые кольца, подобные кольцам у деревьев, однако в найденном образце их не было. Кроме того, будь динозавр взрослым, по внешней стенке костей проходила бы плотная костная ткань с малым количеством сосудов, ведь для роста кости должны "питаться", именно это "питание" и переносят сосуды", - цитирует пресс-служба заведующего кафедрой зоологии позвоночных СПбГУ Павла Скучаса.

Результаты анализа позволяют ученым утверждать, что строение костей парвикурсора соответствует молодой особи, которой не было и года. Несмотря на юный возраст парвикурсора, подтвердилось, что для альваресзаврид была характерна миниатюризация - уменьшение размера по примеру птиц, что позволяло избежать конкуренции среди более крупных сородичей и занять свободные экологические ниши - однако ей подверглись не все представители вида.

Кроме того, передние лапы альваресзаврид редуцировались до одного пальца, в связи с чем в научных кругах существовало предположение, что это было нужно для добычи социальных насекомых, пригодных для пропитания.

Однако по результатам проведенного исследования не было обнаружено никаких морфологических адаптаций к питанию альваресзаврид социальными насекомыми.

"Соответственно, уменьшение размеров, а также редукция передних конечностей у альваресзаврид никак не связаны с этой пищевой стратегией", - говорится в сообщении.

Результаты исследования опубликованы в журнале Biological Communications.

Теги