Мурманск. 13 октября. ИНТЕРФАКС СЕВЕРО-ЗАПАД - АО "Мурманское морское пароходство" (ММП, признано банкротом) не сможет восстановить свою платежеспособность, говорится в отчете временного управляющего ММП, опубликованном на портале "Федресурс".
В отчете также сообщается, что признаки фиктивного банкротства ММП не выявлены, а для обнаружения признаков преднамеренного банкротства компании недостаточно информации.
В приложенных к отчету документах говорится, что аудитор по итогам анализа сделок ММП за 2016-2020 годы обнаружил подозрительные сделки. В частности, такими названы займы учредителю пароходства Николаю Куликову на 66 млн рублей в 2015 году и подконтрольному ему ООО "Финансирование и развитие морского судоходства" на 120 млн рублей в 2016 году.
Выдача кредитов аффилированным компаниям Куликова и подозрительные сделки входят в список причин, которые способствовали банкротству ММП, считает аудитор. Среди факторов, которые привели к банкротству пароходства также указаны: утраченная в 2017-2018 годы возможность коммерческой эксплуатации судов ММП из-за их ареста в иностранных портах, возросшие с 2017 года издержки на ремонт устаревшего флота, выросшая конкуренция в отрасли и потеря значительной части рынка перевозок, вложения в непрофильные активы и бизнесы, высокие ставки по валютным кредитам Сбербанка под 12-14% годовых.
Кроме того, аудитор назвал в числе факторов, приведших к банкротству, "взятый государством с 2018 года курс на централизацию обслуживания перевозок по Северному морскому пути и передачу полномочий оператора СМП корпорации "Росатом", а также позицию Сбербанка, который не согласовывает продажу арестованных судов ММП, которые находятся в залоге у банка. Так, теплоход "Всеволод Белецкий" "стоит в Индии лишний год при несогласованности позиции Сбербанка по его продаже".
По состоянию на 9 июля 2020 года в реестр требований кредиторов включены требования на общую сумму 5,369 млрд рублей.
Как сообщалось, 6 октября Арбитражный суд Мурманской области признал ММП банкротом и открыл в отношении пароходства конкурсное производство сроком шесть месяцев.
Ранее, в марте 2020 года, Арбитражный суд Мурманской области ввел процедуру наблюдения в отношении ММП. Заявление первоначально подавало ООО "Белокаменка", основанием послужила задолженность в размере 1,242 млн рублей, затем его процессуальным правопреемником стало ООО "Урал логистика". В числе заявителей в деле о банкротстве пароходства более 80 юридических лиц.
ММП испытывает трудности с финансированием с тех пор, как в 2018 году в портах разных стран были арестованы несколько его судов. У компании были проблемы с выплатой заработной платы. В 2019 году ММП четыре раза сменило гендиректора. В настоящее время СКР расследует уголовные дела по ч.2 ст.201 УК РФ (злоупотребление полномочиями, повлекшее тяжкие последствия) и ч.4 ст.159 УК РФ (мошенничество, совершенное в особо крупном размере) в отношении учредителя ММП Николая Куликова. В ходе обысков в сентябре 2019 года у него были изъяты документы, связанные с деятельностью офшорных компаний, а также дорогостоящие предметы искусства, включая 11 картин Николая Рериха и картину Ивана Айвазовского. Из материалов Мурманского областного суда следует, что сумма ущерба по четырем вменяемым эпизодам составляет около 1,27 млрд рублей.
Кроме того, в Октябрьский районный суд Мурманска поступило уголовное дело о невыплате зарплаты и уклонении от налогов в отношении одного из бывших директоров ММП Алексея Глазунова. По версии следствия, с февраля по апрель 2019 года он не выплатил сотрудникам более 22 млн рублей зарплаты, а также скрыл в крупном размере деньги от взыскания недоимки по налогам, сборам и страховым взносам.
Еще раньше суд оштрафовал на 200 тыс. рублей бывшего (с октября 2017 года по февраль 2019 года) генерального директора ММП Александра Брынцева по уголовному делу о невыплате почти 2,9 млн рублей заработной платы.
По данным следствия, суммарный объем долгов по зарплате сотрудникам ММП превышал 150 млн рублей. Благодаря принятым мерам долги погашены в полном объеме.
По итогам второго квартала 2020 года ММП получило 931,8 млн рублей чистого убытка по РСБУ, что в 1,9 раза больше, чем по итогам второго квартала 2019 года. Выручка пароходства снизилась в 6 раз - до 61 млн рублей.
29 сентября 2020 года на общем собрании акционеров был избран полностью новый состав совета директоров. В него вошли семь человек: Михаил Мальцев, Владимир Назарчук, Михаил Ершов, Юрий Максимов, Геннадий Маслов, Олег Пустовалов, Павел Эсаулов. Сведений о том, кто из них назначен председателем совета директоров, в сообщении ММП нет.
ММП обеспечивает основную долю грузоперевозок под российским флагом в российском секторе Арктики. Согласно списку аффилированных лиц компании, 29,99% акций владеет Куликов, 57,66% - принадлежащее ему ООО "Арктические технологии" (Москва). Пакет в 2,12% находится у принадлежащего также Куликову ООО "Финансирование и развитие морского судоходства".