Санкт-Петербург. 19 июля. ИНТЕРФАКС СЕВЕРО-ЗАПАД - В Президентской библиотеке представят материалы об истории дачной жизни в России.
Как сообщает пресс-служба хранилища, при Петре в России зародилось и стало развиваться уникальное явление - дачная жизнь.
Первый обмер и "дача" (распределение) "удобной и неудобной земли" предназначались для крестьян и мастеровых людей. Подтверждение этому - указ от 3 (14) июня 1712 года "О росписании в Ингерманландии земли на участки под поселение крестьянам и мастеровым людям", с текстом которого можно ознакомиться на портале Президентской библиотеки.
Лучшие земли Петр жаловал своим приближённым "для прогула и чистого воздуха", а также "для забавы звериной и птичьей ловли". Дачи раздавались по берегам рек, Финского залива и вдоль дорог.
К началу XIX века дачная жизнь охватила не только "круги, приближённые к императору", но также чиновников и буржуазию. Так произошло "великое дачное переселение". В путеводителе "Петербургские дачные местности в отношении их здоровости" (1881), который хранится в электронном фонде Президентской библиотеки, сказано: "Главная цель, для чего многие перебираются на дачи, - это "поправление здоровья", возможность "соприкоснуться с живыми лучами солнца".
Самым модным местом для дачного проживания считался Павловск. Это было связано с тем, что Павловский вокзал для петербуржцев был "культурным центром" - там давали оркестровые и хоровые концерты. В книге "Дачи и окрестности Петербурга" (1891), которая хранится в фонде Президентской библиотеки, рассказывается: "Дачи в Павловске абонировались так же, как кресло в опере, из года в год, и "своя публика" знала не только, кто на какой даче живёт, но сколько у него платья, шляпок, держит ли лошадей... Всем было весело, хорошо, и "мода" на Павловск росла и крепла".
Дачное направление вдоль Николаевской железной дороги, соединявшей Санкт-Петербург и Москву, в первой половине XIX века было наиболее перспективным. Оживлённым было и Финляндское направление.
"Дачная жизнь XIX - начала XX века - это чтение, приём гостей, лесные прогулки, катание на лодке, музицирование и купание в водоёмах. Земледелием дачники не занимались, считая это причудой", - говорится в сообщении.
Во второй половине XX века "бездельный дачник" превращается в деятельного садовода. Садоводческое движение становится частью аграрной политики государства. Начало этому положило постановление Совета министров СССР 1949 года "О коллективном и индивидуальном огородничестве и садоводстве рабочих и служащих". Так возникли "коллективные сады", принадлежавшие предприятиям. Рядом с железнодорожными платформами вырастают новые садоводческие массивы: Мшинская (Лужский район), Пупышево (Волховский район), Чаща (Гатчинский район), Трубников Бор (Тосненский район).
Период 70-90-х годов XX века - время, связанное с мечтой садовода о "своей земле". Вскоре эта мечта начинает воплощаться, формируется новый тип дачника - "хозяина" сада.
В начале XXI века дачно-садовый домик превращается в полноценный загородный дом, в котором существует возможность жить круглогодично.
В электронном читальном зале Президентской библиотеки можно ознакомиться с авторефератом Александры Касаткиной "Дачные разговоры как объект этнографического исследования: разработка метода на материале интервью об освоении садовых участков в 1980-1990-е гг." (2019). Уход за садом, планирование участка, ремонт дома, социализация в садоводстве или в дачном посёлке, отношение к даче членов семьи - эти аспекты разговоров дачников становятся материалом, дающим представление о важном значении дачной жизни для современного россиянина.
"Исследователи, изучающие феномен дачной жизни, видят в этом явлении свидетельство "особого русского пути". Если соотнести историю дачной жизни с историей России, то можно обнаружить, что дачная жизнь является отражением реалий, происходивших в нашей в стране. В зависимости от ситуации горожанин становился то дачником-созерцателем, то - садоводом и огородником. Но в обоих случаях образ дачи наделён особым очарованием, проявляющимся в предвкушении поездки на дачу как в некое "убежище, наполненное смыслами", а также в героическом возделывании "своего сада", - отмечают в библиотеке.