Санкт-Петербург. 11 апреля. ИНТЕРФАКС СЕВЕРО-ЗАПАД - На своё место в экспозиции Гатчинского дворца вернулся мраморный бюст Марии Фёдоровны работы скульптора Кристофера Хеветсона, сообщили "Интерфаксу" в пресс-службе Государственного музея-заповедника в понедельник.
С ноября 2021 года по март 2022 года экспонат участвовал в выставке, посвящённой традиции европейской аристократии XVIII века совершать образовательные путешествия - гран-туры. 27 марта выставка завершилась, бюст был упакован и направлялся в Россию, однако 2 апреля был вместе с другими экспонатами из Эрмитажа, музеев-заповедников "Царское Село" и "Павловск" был задержан в Финляндии.
Благодаря вмешательству министерства иностранных дел и министерства культуры России 9 апреля экспонаты смогли пересечь финско-российскую границу и после прохождения таможенных процедур 11 апреля вернулись к местам постоянной экспозиции.
Скульптура особенно ценна тем, что была заказана самими графом и графиней Северными. Под этим псевдонимом скрывались великий князь Павел Петрович - сын императрицы Екатерины II и его супруга Мария Фёдоровна, когда они путешествовали по Италии в 1782 году.
28 февраля супруги посетили мастерскую Кристофера Хеветсона в Риме и заказали мраморное изображение великой княгини. Работа была выполнена к 1784 году и сразу доставлена в Россию.
"Приглашаем в Гатчинский дворец вновь увидеть мраморный скульптурный портрет Марии Фёдоровны на его историческом месте - в Парадной опочивальне", - сказали в пресс-службе.
Как сообщалось, задержанные в Финляндии экспонаты вернулись в понедельник также в Эрмитаж и Третьяковскую галерею.
В минувшую субботу машины с российскими картинами, ранее задержанными в Финляндии, прибыли на территорию России, сообщили в Минкультуры РФ.
4 апреля таможня Финляндии официально признала задержание картин из-за санкций ЕС. В Минкультуры РФ тогда сообщили, что экспонаты, проходящие таможенный досмотр на финской границе, были частью двух выставок в Италии - "Гран-тур. Миф, видение и чувство Италии" (в экспозиции были работы из Государственного Эрмитажа, "Царского села", "Павловска" и "Гатчины") и "Форма бесконечности" (работы из Третьяковской галереи и Государственного музея Востока).
Спецпредставитель президента РФ по международному культурному сотрудничеству Михаил Швыдкой сообщил "Интерфаксу" о том, что проблема с возвращением российских произведений искусства связана с бюрократическими процедурами, возникшими из-за санкций, и как только они будут проведены, экспонаты вернутся в Россию.