Мурманск. 15 сентября. ИНТЕРФАКС СЕВЕРО-ЗАПАД - Ледостойкая самодвижущаяся платформа (ЛСП) "Северный полюс" в субботу, 17 сентября отправится из порта Мурманск в первую арктическую научно-исследовательскую экспедицию, передал корреспондент "Интерфакса" с церемонии старта экспедиции на борту ЛСП в четверг.
Участников экспедиции в своем видеообращении поздравил премьер-министр РФ Михаил Мишустин.
"Без преувеличения это знаковое событие для нашей страны, позволит России укрепить свой статус главной мировой арктической державы", - сказал Мишустин.
Практические результаты будущих исследований крайне важны для успешной реализации стратегии развития Арктической зоны и основ государственной политики в Арктике, которые утверждены президентом, добавил премьер-министр РФ.
Существующие 16 лабораторий на борту ЛСП Мишустин охарактеризовал как научный центр.
"В последнее время потепление происходит гораздо быстрее, особенно в Арктике. Происходящие здесь изменения оказывают влияние на климат всей планеты: таяние многолетних льдов существенно влияет на циркуляцию Мирового океана. Вот почему так важно получать как можно более полную картину всей ситуации, это помогает делать точные прогнозы", - сказал премьер-министр РФ.
Как сообщил журналистам капитан ЛСП Сергей Дячкин, переход из Санкт-Петербурга в Мурманск прошел без замечаний. При этом ЛСП вызвала интерес военно-морских сил иностранных государств.
"На всех участках подходили военные корабли, сопровождали все балтийские проливы, летала авиация", - сказал Дячкин.
Капитан отметил, что на пути следования из Мурманска в Арктику в Карском море ожидается "относительно чистая вода", лед прогнозируется в районе пролива Вилькицкого.
Ранее из порта Мурманск вышло научно-исследовательское судно "Академик Трешников", которое будет заниматься поиском льдины для экспедиции.
ЛСП пришвартуется к подходящей льдине и в течение 5-7 суток должна вморозиться в неё. После на льдине будет разбит научный лагерь. Научная работа будет вестись как на борту ЛСП, так и на льдине. В результате ЛСП будет дрейфовать в Арктике вместе со льдиной.
По словам заместителя начальника экспедиции Алексея Бакланова, ученые Арктического и антарктического научно-исследовательского института (ААНИИ) запланировали комплекс исследований, посвященных изменению климата, ледовой обстановки и изучению океана.
"Запланированы метеорологические, геологические, ледовые исследования, исследования гидрохимии", - рассказал Бакланов.
Топливная автономность ЛСП рассчитана на 720 суток.
Как сообщалось, в начале сентября ЛСП "Северный полюс" вышла из Санкт-Петербурга в первый рейс.
Экспедиция "Северный полюс-41" продолжает отечественную программу дрейфующих полярных станций, которая началась в 1937 году под руководством полярника Ивана Папанина.
АО "Адмиралтейские верфи" (входит в ОСК) и Росгидромет заключили контракт на строительство ЛСП в апреле 2018 года. Судно было заложено в апреле 2019 года. Изначально стоимость строительства ЛСП "Северный полюс" составляла 6,9 млрд рублей, но впоследствии выросла до более чем 9 млрд рублей. При этом срок ввода судна сдвинулся на 2 года, с 2020 на 2022 год.
Платформа предназначена для проведения круглогодичных комплексных научных исследований в высоких широтах Северного Ледовитого океана. Длина ЛСП составляет 67,8 м, ширина - 22,5 м, водоизмещение - около 7,5 тыс. тонн, мощность энергетической установки - не более 3,6 МВт, скорость - не менее 10 узлов.
Платформа рассчитана на эксплуатацию в 30-35 лет с учетом среднего ремонта.
"Северный полюс" может проводить геологические, акустические, геофизические и океанографические наблюдения, двигаться во льдах без применения ледокола, принимать на свою вертолетную площадку тяжелые вертолеты типа Ми-8АМТ (Ми-17).